Перейти в начало сайта Перейти в начало сайта
Электронная библиотека «Наука и техника»
n-t.ru: Наука и техника
Начало сайта / Cтатьи / Техника сегодня
Начало сайта / Cтатьи / Техника сегодня

Научные статьи

Физика звёзд

Физика микромира

Журналы

Природа

Наука и жизнь

Природа и люди

Техника – молодёжи

Нобелевские лауреаты

Премия по физике

Премия по химии

Премия по литературе

Премия по медицине

Премия по экономике

Премия мира

Книги

Архимед

Доктор занимательных наук

Магнит за три тысячелетия

Популярная информатика

Среди запахов и звуков

Этюды о Вселенной

Издания НиТ

Батарейки и аккумуляторы

Охранные системы

Источники энергии

Свет и тепло

Научно-популярные статьи

Наука сегодня

Научные гипотезы

Теория относительности

История науки

Научные развлечения

Техника сегодня

История техники

Измерения в технике

Источники энергии

Наука и религия

Мир, в котором мы живём

Лит. творчество ученых

Человек и общество

Образование

Разное

О патенте на «супермаховик», который действительно «изумил» специалистов

Гулиа Нурбей Владимирович
Лаврентьев Александр Иванович

Недавно мы натолкнулись на статью об устройстве для подзарядки электромобилей: «„Шкода“ решилась первой раскрутить супермаховик, изумив экспертов».

Но изумились в первую очередь мы, так как уже давно знаем про супермаховики – очень энергоёмкие и безопасные при разрыве витые маховики из гибких и прочных материалов, например, лент, проволок, волокон и пр. Но на всякий случай решили посмотреть про супермаховики в Википедии. И вот что нашли: «Супермаховик – особый тип маховика, который изобрёл советский инженер Н.В. Гулиа в 1964 году...» и т.д. А также нашли в интернете фотографию разорванных при испытаниях ленточных супермаховиков.

Результат испытания ленточных супермаховиков

Рис. 1. Результат испытания ленточных супермаховиков

На изображении видно, что витой обод остался целым, и оторвался только последний виток ленты, что совершенно безопасно, в отличие от маховиков монолитных, где осколки при разрыве имеют скорость пушечного снаряда и пробивают толстенные стены! Приводим фотографию мощной бетонной защиты, пробитой осколком монолитного маховика.

Результат испытания монолитных супермаховиков

Рис. 2. Результат испытания монолитных супермаховиков

Выходит, «Шкода» только сейчас «решилась» раскрутить супермаховик, причём «изумив экспертов», а первый из авторов данной статьи не только решился, но и раскрутил до разрыва как минимум 12 супермаховиков (испытания проводились в Головном советском НИИ – ЦНИИТМАШе) уже более полусотни лет назад!

Мы нашли патент США на этот супермаховик – US 9,667,117 B2 / 2017, автор которого гражданин Израиля Илан бен Давид, и были действительно изумлены его устройством. Увидев это, мы бросились изучать по этому патенту устройство супермаховика, который должен был «изумить экспертов», и ещё сильнее изумились сами. Супермаховик представлял собой цилиндрическую болванку, которая была утыкана тонкими стеклянными прутиками, несущими на своих концах достаточно тяжелые грузы, которые, собственно, и должны были накапливать энергию при вращении этого, с позволения сказать, супермаховика. Да он же как две капли воды похож на женскую цилиндрическую расчёску с множеством радиальных прутиков с шариками-грузами на их концах! Эксперты-патентоведы могли просто отказать в выдаче патента на этот супермаховик «по отсутствию новизны» – так как конструкции идентичны!

Конструкция супермаховика согласно патенту US 9,667,117 B2 / 2017

Рис. 3. Конструкция супермаховика согласно патенту US 9,667,117 B2 / 2017

И вся эта «расчёска» с грузами должна была вращаться с громадной скоростью 16 000 оборотов в минуту, чтобы грузы могли набрать нужную кинетическую энергию! Да для этого каждый груз, закрепленный на кончике стеклянного прутика, и несущийся со скоростью артиллерийского снаряда, должен был тянуть за свой прутик с силой в десятки тонн! И как мог этот тонкий стеклянный прутик выдержать такую отрывную силу и не разорваться, не выдернуться из болванки и не сорваться с конца прутика! А сорвавшись, эти грузы, пробивая всё как сотни артиллерийских снарядов, нанесут смертельные разрушения всему вокруг!

Мы уже не говорим о колебаниях грузов на прутиках при разгоне и торможении супермаховика, о громадном сопротивлении даже очень разреженного воздуха в корпусе маховика (а создать там космический вакуум и очень проблематично и опасно – контактирующие детали будут «привариваться» друг к другу, да и масса других проблем!). Не говорим и о смазке опор, балансировке и т.д. и т.п.!

Кроме того, стекло обладает свойством текучести, т.е. стеклянный прутик будет постепенно удлиняться под действием огромных растягивающих сил, пока грузы не станут задевать за внутренность корпуса супермаховика. Может, создатели этого изумительного супермаховика просто не знали о таком свойстве стекла, а то бы сделали прутики из углеродных волокон? Напомним, что, между прочим, благодаря этому свойству текучести измеряют возраст стёкол в старинных сооружениях, сравнивая толщину стекла в его верхней и нижней частях.

Непонятно, зачем такие опасные «шутки» пропагандируются в печати? И последнее – успеют ли «эксперты» «изумиться» этому супермаховику, прежде чем будут уничтожены сотнями грузов-снарядов этого раскрученного супермаховика, пробивающих всё на свете! А может, этот патент был предназначен, например, для получения грантов, или для обмана конкурентов? Во всяком случае, хотелось бы не по патенту, а по реальному материалу (чертежу, схеме, описанию – как это делается в общепринятой практике) ознакомиться с испытанным супермаховиком, названным так не только из-за большой удельной энергоёмкости, а, главным образом, из-за абсолютной безопасности его разрыва!

 

Дата публикации:

13 декабря 2019 года

Электронная версия:

© НиТ. Cтатьи, 1997