Перейти в начало сайта Перейти в начало сайта
Электронная библиотека «Наука и техника»
n-t.ru: Наука и техника
Начало сайта / Препринт / Наука и религия
Начало сайта / Препринт / Наука и религия

Научные статьи

Физика звёзд

Физика микромира

Журналы

Природа

Наука и жизнь

Природа и люди

Техника – молодёжи

Нобелевские лауреаты

Премия по физике

Премия по химии

Премия по литературе

Премия по медицине

Премия по экономике

Премия мира

Книги

Биологически активные

Доктор занимательных наук

Культура. Техника. Образование

Популярная библиотека химических элементов

Луи де Бройль. Революция в физике

Часы. От гномона до атомных часов

Издания НиТ

Батарейки и аккумуляторы

Охранные системы

Источники энергии

Свет и тепло

Научно-популярные статьи

Наука сегодня

Научные гипотезы

Теория относительности

История науки

Научные развлечения

Техника сегодня

История техники

Измерения в технике

Источники энергии

Наука и религия

Мир, в котором мы живём

Лит. творчество ученых

Человек и общество

Образование

Разное

Ученые тоже верят в потусторонние силы

Леонид ЗАВАЛЬСКИЙ

В сущности, убежденный атеист – тот же верующий человек, исповедующий материальные принципы обустройства мира. Возможно, врачу или инженеру, вступающим в отношения с конкретным организмом или прибором, которые можно «пощупать руками» и совершить над ними целенаправленные действия, легче стать закоренелыми материалистами, чем психологу или гуманитарию, путешествующим по заповедным лабиринтам человеческих душ. Но тот же физик-теоретик, являющийся приверженцем квантовой механики, фрактальной логики, теории относительности или волновой генетики, не отрывается ли он от материального носителя в сферу такого неощутимого идеального, которое не то что руками потрогать, но и вообразить немыслимо обычному человеку. Как сказал один знаменитый математик о другом не менее знаменитом поэте: чтобы заняться наукой, ему не хватило фантазии. И все-таки одно дело, когда интеллектуальные экзерциции базируются на экспериментальных фактах и заканчиваются спрогнозированным подтверждением, как это происходит, например, в случае управляемой ядерной реакции, или при изучении космических объектов. Однако в повседневности встречается гораздо больше неподтвержденных теорий и гипотез, как это имеет место в уфологии, парапсихологии, толковании паранормальных явлений и проч.

Известный советский биофизик М.В. Волькенштейн на экзаменах по своему предмету любил задавать студентам вопрос о природе межатомных взаимодействий в растворимой белковой глобуле или молекуле ДНК. Если студент уверенно перечислял все известные виды физических сил, профессор не без хитрости щурил глаз и глубокомысленно вопрошал: «А за счет чего же она живет?». Вот тут-то крылся самый подвох, и, упаси Бог, экзаменующемуся было пуститься в пространные рассуждения о животворящей силе, метагенетических лучах Гурвича, сверхслабых информационных полях – его ждал незамедлительный провал и анафема, а профессор потирал руки в удовлетворении, что разоблачил очередного «лжеученого». Последние годы жизни (1912...1992) Михаил Владимирович особенно много сил уделял борьбе с лженаучными теориями, но, к сожалению, не дожил до времени их пышного цветения. Люди оказались куда более иррациональными, чем виделось многим приверженцам «строгих правил».

Издатель журнала «Скептик» Майкл Шермер в предисловии к своей недавно вышедшей книге «Почему люди верят в странные вещи» цитирует замечание профессора психологии Роберта Штенберга: «Конечно, занимательно слушать о заблуждениях других, когда мы сами абсолютно уверены, что никогда не будем столь глупы. Но возникает вполне обоснованный вопрос: почему даже умные люди верят в таинственные силы?» Шермер объясняет это тем, что интеллектуалы не могут и не хотят расставаться с предрассудками, потому что они привыкли отстаивать свои убеждения, вне зависимости от того, какими путями они пришли к ним. Подобным образом Лев Толстой описывает чувства героя, который сначала врал на потеху публике, потом привык, а с годами сам поверил в придуманную ложь.

Не зря многие народы хранят имена исторических мудрецов, бескорыстно ведомых голосом правды. В минуты раздумья трудно не поддаться сладкозвучному зову любви. Разве что прикованный цепями Одиссей отважился проплыть мимо. Еще труднее оставаться искренним с самим собой. Куда легче учить других раскладывать факты по полочкам, пользоваться логикой, взвешивать все «за» и «против», искать и находить рациональные решения. Забывая при этом, что, как правило, к убеждениям мы приходим не благодаря логике, а вопреки ней: через различные обстоятельства и самые разнообразные причины, ничего общего с разумом не имеющими. Истоки наших убеждений имеют общие генетические и сугубо наследственные корни, плюс еще влияние родителей и родственников, воспитание и образование, социальная и культурная среда, жизненный опыт – все это формирует личные пристрастия и самобытность, подспудно переходящие в убеждения. А сложившиеся убеждения каленым железом не выжжешь. Исходя из убеждений, мы воспринимаем и сортируем весь объем обрушиваемой на нас информации, отбирая полезную и бесполезную. Получается, что мы глядим на мир через «зашоренные» очки, – о какой объективности восприятия можно тогда говорить?

Указанный феномен наложения личностных оценок на толкование мира искажает и подменяет научное доказательство. Опубликованные в отчете Национального научного общества США статистические данные выявляют интересную картину: 30% взрослых американцев полагают, что НЛО – космические корабли других цивилизаций; 35% всерьез увлекаются нумерологией и верят в счастливые числа; 40% считают астрологию наукой; 60% безоговорочно признают телепатию; 70% находят научно-обоснованной магнитотерапию; 90% прибегают к услугам альтернативной медицины. Вера в паранормальные явления, как оказалось, практически не зависит от степени образованности, и одинакова для школьников и специалистов с высшим образованием.

То, что процесс научного познания и предвидения основан на обобщении экспериментальных данных и проверке гипотез, не понимает 70% американцев. Из выпускников высших учебных заведений в области естественных, технических и точных наук таких «непонимающих» 50% – объективно существующих методов научного анализа они не признают. У них свои, личные взгляды на науку. Пожалуй, у наших соотечественников этот процент будет повыше.

В статье Ричарда Уокера с соавторами, опубликованной в журнале «Скептик», приводятся исследовательские данные в доказательство того, что не существует никакой связи между научными знаниями и верой в паранормальные явления и чудеса. Вместе с тем, на основе изучения университетской аудитории, авторы приходят к интересному заключению: «Независимо от уровня образования студентов, в их отношении к псевдонаучным утверждениям нет здравого смысла. Очевидно, что они не владеют методом научного познания. Сложившуюся ситуацию можно объяснить устаревшим подходом к образованию: студентов учат что думать, но не учат, как думать». Остается вопрос скептикам: а вообще можно научить правильно думать не робота, а человека?

 

Ранее опубликовано:

Завальский Л. Ученые тоже верят в потусторонние силы. Известия науки, 2004.

Дата публикации:

9 августа 2004 года

Электронная версия:

© НиТ. Препринт, 1997

В начало сайта | Книги | Статьи | Журналы | Нобелевские лауреаты | Издания НиТ | Подписка
Карта сайта | Cовместные проекты | Журнал «Сумбур» | Игумен Валериан | Техническая библиотека
© МОО «Наука и техника», 1997...2017
Об организацииАудиторияСвязаться с намиРазместить рекламуПравовая информация
Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика