Перейти в начало сайта Перейти в начало сайта
Электронная библиотека «Наука и техника»
n-t.ru: Наука и техника
Начало сайта / Препринт / Наука и религия
Начало сайта / Препринт / Наука и религия

Научные статьи

Физика звёзд

Физика микромира

Журналы

Природа

Наука и жизнь

Природа и люди

Техника – молодёжи

Нобелевские лауреаты

Премия по физике

Премия по химии

Премия по литературе

Премия по медицине

Премия по экономике

Премия мира

Книги

Вода знакомая и загадочная

Загадки простой воды

Культура. Техника. Образование

Парадоксы науки

Приключения великих уравнений

Цепная реакция идей

Издания НиТ

Батарейки и аккумуляторы

Охранные системы

Источники энергии

Свет и тепло

Научно-популярные статьи

Наука сегодня

Научные гипотезы

Теория относительности

История науки

Научные развлечения

Техника сегодня

История техники

Измерения в технике

Источники энергии

Наука и религия

Мир, в котором мы живём

Лит. творчество ученых

Человек и общество

Образование

Разное

В государственную школу придут служители культа

Анастасия НАРЫШКИНА

Не удивляйтесь, если вдруг встретите в обычном школьном дворе батюшку, раввина или муллу. С 1 сентября 2003 года школьники имеют право учиться религии прямо в стенах общеобразовательной школы, причем уроки могут вести представители религиозных организаций. Об этом говорится в приказе Министерства образования «О предоставлении государственными и муниципальными образовательными учреждениями религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательной программы».

Уроки религии должны проводиться исключительно по письменной просьбе родителей и в соответствии с желанием самих учеников, в свободное от обязательных занятий время. По сути, школа должна бесплатно предоставить помещение и не вмешиваться ни в программу уроков, ни в отношения со служителями культа.

На своей недавней пресс-конференции министр образования Владимир Филиппов сказал, что изучать можно не только православие, но и любую другую религию. Но это не совсем так: в школу придут только те конфессии, которые зарегистрированы в России более 15 лет.

К 1 января 2003 года в РФ были зарегистрированы 62 религиозные организации, из которых одних только православных – около десяти (РПЦ, Истинно-Православная церковь, Древлеправославная церковь и другие). Есть у нас католики, лютеране, адвентисты седьмого дня, христиане-трезвенники, буддисты, приверженцы иудаизма и ислама, тантристы, индуисты, муниты, молокане, духоборцы, христиане иудействующие, есть индуисты, язычники и зороастрийцы – всего 21,5 тыс. подразделений «на местах». Большинство из них от школы отлучены, что возмущает правозащитников: почему одним можно, а другим нельзя? Однако по сравнению с прошлогодним проектом Минобразования и это большой прогресс: тогда оно планировало повсеместно ввести обязательный предмет «Основы православной культуры». Уже была написана и разослана программа курса, уже определили, сколько часов будет отдано «Основам» в пятом классе, сколько в десятом... Однако идея не была реализована. Кроме того, против нее выступил московский департамент образования. На днях руководитель департамента Любовь Кезина заявила:

– Вводить православие в школах и будоражить людей, исповедующих другую религию, – это то, чего категорически нельзя делать. Если конфессии хотят открыть специализированные школы – пожалуйста, мы поддержим. Но это не будут государственные школы.

Тем не менее служители культа смогут преподавать в государственных школах – правда, не за государственный счет, поскольку религия не входит в обязательную программу. А многие ли родители захотят платить за религиозное образование детей? Профессор Дмитрий Фурман из Института Европы РАН рассказывает, что в 2002 году в ходе его исследования назвали себя православными 80% респондентов, а вот на вопрос «верите ли вы в Бога?» ответили «да» только 59%. Регулярно ходят в церковь и выполняют церковные правила – пост, молитва, причащение, чтение Библии – лишь 6...7% опрошенных. В основном это пожилые и небогатые люди. Допустим, что еще 5...10% населения принадлежат к другим конфессиям и желают учить детей религии. В общем, не так много...

– Решение Минобразования нас безусловно радует, – сказал «Известиям» секретарь по взаимодействию церкви и общества Отдела внешних церковных связей Московского патриархата священник Михаил Дудко. – Потому что это действительно религиозное образование. Это не «Основы православной культуры», то есть не предмет культурологического характера, а именно преподавание религии. Оно будет вестись вне рамок учебного процесса. Фактически это означает, что школа дает помещение для занятий, а остальные вопросы решает инициативная группа родителей в контакте с церковью. Этот вариант нас устраивает полностью. Другое дело, что это не меняет нашего отношения к преподаванию «Основ православной культуры». Мы считаем, что оно тоже необходимо. Тут принципиально, что преподавание может вестись только по просьбе родителей и детей – тех, которые желают изучать религию. Разумеется, что оплата идет за счет средств родителей учащихся либо за счет религиозных организаций. Государство не потратит на это ни копейки, поскольку предмет, изучаемый вне рамок учебного процесса, не может оплачиваться из бюджета.

– Кто будет преподавать православие?

– В деревнях, где одна школа и одна церковь, священник вполне сможет преподавать раз в неделю. А в Москве существуют высшие духовные учебные заведения (Православный богословский институт, Православный университет), далеко не все выпускники которых становятся священниками, но имеют достаточную квалификацию, чтобы преподавать. Это вполне решаемый вопрос.

Против введения уроков религии выступают правозащитники. «Мы считаем недопустимым, чтобы монополия на ознакомление учащихся с историей и идеологией церкви принадлежала религиозным организациям, – говорится в обращении группы «Общее движение» к министру Филиппову. – Такая мера означает отказ от светского характера школы. Между тем светские общественные организации готовы безвозмездно знакомить учащихся со своим подходом к различным общественным проблемам. Мы считаем ваш приказ противоречащим конституционным принципам светского государства».

– Как вы относитесь к введению уроков религии?

Павел Коробейников, юрисконсульт Русской православной старообрядческой церкви:

– Мы положительно относимся к этой идее. Если к нам обратятся с просьбой об уроках, мы изыщем возможности. У нас есть преподаватели, историки – человек пять, может, если поискать, найдем и еще.

Отец Игорь Ковалевский, канцлер курии и генеральный секретарь конференции католических епископов в России:

– Прежде всего должно соблюдаться равноправие всех конфессий и свобода совести. Я считаю, что преподавание религии с целью катехизации, то есть вовлечения в религиозные практики, должно происходить при приходах. Светская школа является для этого не лучшим местом.

Рамиль Беляев, имам-хатыб города Коломны:

– Мы очень рады, что государство идет навстречу конфессиям. У нас было несколько опытов посещения школ, и мы готовы сотрудничать с Министерством образования, со школами, мы полностью открыты. У нас есть коллектив преподавателей, которые окончили высшие духовные училища в России, не за границей, и они могут преподавать нашим детям на нашем языке. У нас уже готовы программы обучения, есть учебники. Они готовились на базе медресе – начальных религиозных учебных заведений.

Бер Лазар, главный раввин России:

– Я считаю, что нужно преподавать основы всех религий, но не как внеклассных предметов, а в рамках общего курса. Был бы нужен единый учебник по всем четырем основным религиям России, из которого дети имели бы возможность узнать о своей религии и о других религиях. Это воспитывало бы толерантность, давало религиозное образование и начальные знания о традициях других конфессий. А более глубокое изучение проводилось бы в культовых местах – в церквях, мечетях, синагогах... Наши общины готовы преподавать иудаизм в школах, но мы бы хотели, чтобы это проводилось в следующей последовательности: в общеобразовательных школах преподаются основы всех религий, а более глубоко они изучаются уже непосредственно в конфессиональных местах. Ибо в школах это может привести к разделению учеников на национально-религиозные группы.

 

Ранее опубликовано:

Нарышкина А. В государственную школу придут служители культа. Известия науки. 2003.

Дата публикации:

15 сентября 2003 года

Электронная версия:

© НиТ. Препринт, 1997

В начало сайта | Книги | Статьи | Журналы | Нобелевские лауреаты | Издания НиТ | Подписка
Карта сайта | Cовместные проекты | Журнал «Сумбур» | Игумен Валериан | Техническая библиотека
© МОО «Наука и техника», 1997...2017
Об организацииАудиторияСвязаться с намиРазместить рекламуПравовая информация
Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика