Татьяна БАТЕНЕВА
Прозвенели школьные звонки, и миллионы ребят вновь садятся за парты. Чему и как нужно учить их в школе – тема дискуссионная, и спорам этим нет конца. И родители, и учителя, и ученые сходятся в одном: школа должна соответствовать строгим гигиеническим нормам. Каковы же эти нормы? Кто их создает? Кто и как должен контролировать их выполнение? Такие вопросы могут поставить в тупик большинство родителей, которые тем не менее уйму времени потратят на то, чтобы купить своему чаду удобный ранец или модный спортивный костюм.
– Нормы школьной жизни определены государственным документом, который так и называется: «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», – рассказывает Дина Синякова, заведующая отделом организации надзора за условиями воспитания и обучения детей и подростков Центра Госсанэпиднадзора Москвы. – Они введены в действие с 1 сентября 2003 года и являются законом для любого учебного заведения.
Этот важный документ по-другому еще называется: Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН 2.4.2.1178-02). И он обязательно есть в любой нашей школе. Но если не в меру ретивый родитель захочет познакомиться с ним, возможны некоторые трудности: далеко не всегда администрация школы рада такому любопытству.
Причина в том, что СанПиН довольно жестко определяет многие параметры школьной жизни, которые на практике далеко не всегда и везде выполняются. Простой пример: до 30% школьников страдают искривлением позвоночника. Мы привычно виним в этом тяжелые ранцы, неправильную позу за работой, недостаток движения. Но на самом деле нередко причина в том, что школьная парта или стол и стул просто не соответствуют росту ребенка. Просидите пять лет за рабочим столом, который слишком высок или низок для вас, – сколиоз не замедлит себя ждать и у взрослого.
– Все школьные столы и стулья должны иметь цветную маркировку, по которой можно сразу определить, соответствуют ли они росту детей, – продолжает Дина Синякова. – Я бы очень советовала родителям обратить на это внимание в первые же дни учебного года. А если маркировки вообще нет – это нарушение.
У каждого ребенка должно быть свое место в классе, соответствующее состоянию его здоровья. Если он часто болеет, то должен сидеть подальше от окна. Если у ребенка снижена острота зрения, его место – ближе к окну и в первых рядах парт. Естественное освещение должно быть непременно с левой стороны. На окна нельзя ставить высокие цветы. Шторы могут быть задернуты только в классах информатики или во время использования на уроке средств видеообучения. Интенсивность искусственного освещения заложена в строительные нормы: если в классе горят все лампочки, она именно такая, как и должна быть по правилам. А вот если горят не все – это непорядок. Дополнительные источники света положены над классной доской – здесь освещенность должна составлять 500 люкс.
Если вам доводилось входить в учебный класс после двух-трех уроков, вы не могли не обратить внимания на духоту, спертый воздух. Учить что-либо в таких условиях, наверное, способны лишь йоги и наши дети. Но проветривать классы, как того требует СанПиН, во многих школах забывают. Между тем сквозное проветривание требуется проводить и до уроков, и после, и каждую перемену – в зависимости от погоды за окном оно длится от 1 до 30 минут. А при температуре выше 10 градусов уроки вообще рекомендуется проводить при открытых форточках. Рекреации и коридоры должны проветриваться во время уроков. Следить за режимом проветривания обязаны школьная медсестра или врач, если он есть.
Каждый учебный год в школах идет тихая и упорная война: администрация требует от детей иметь сменную обувь, дети, особенно старшеклассники, всячески это требование обходят. Бывает, великовозрастный молодец переобувается на глазах у дежурного учителя, сует грязные кроссовки в рюкзак, а в классе надевает их снова. Нет сомнений, что родители в этой войне должны занять сторону, заинтересованную в здоровье детей, то есть в минимизации пыли и грязи в школе. Для этого требуется не так уж много: выслушать ребенка, почему он не хочет переобуваться. Нередко причина в том, что для «сменки» ему покупают «что попроще», а он хочет ходить в том, что помоднее. И может быть, тут претензии дитяти вполне оправданны.
Еще одна горячая тема – ежедневные дежурства и уборка. Старшеклассники нередко возмущаются, когда приходится убираться в классе. Вопрос не так прост, как кажется на первый взгляд. С одной стороны, самообслуживание и элементарные трудовые навыки должны быть нормой школьной жизни. С другой – желающих работать уборщицами и нянями все меньше. С третьей – влажная уборка должна проводиться в школе ежедневно, а в школах, работающих в две смены, – дважды в день. Окна в школе должны мыть дважды в учебный год, генеральную уборку – проводить после каждой учебной четверти. Причем проводить ее надо непременно с дезинфицирующими средствами, поэтому привлекать к подобной уборке детей не разрешается. Они могут участвовать в уборке классов (протирать пыль, наводить порядок на полках, в шкафах и т.п.) с 10-летнего возраста, но мыть полы им тоже не разрешено. Видимо, благоразумно поступают те родительские комитеты, которые предпочитают дополнительно финансировать эту статью расхода школы, доверяя уборку квалифицированному персоналу.
Отдельная тема – гигиенические нормативы, предъявляемые к организации питания в школах. Родители и дети в большинстве не соглашаются на предложения школ по организации горячего питания, предпочитая «сухомятку» – буфетное обслуживание. Но возможности буфетов ограничены, особенно если в них нет холодильника и других электроприборов. Именно поэтому дети перекусывают на переменах шоколадками и булочками вместо салатов, фруктов и йогуртов, а пьют сладкую газировку вместо чая или кефира. Однако перечни продуктов, полезных для здоровья и рекомендованных гигиенистами, существуют. Если у школьного родительского комитета хватает сил и средств, организовать их наличие в буфете возможно.
Много конфликтов возникает вокруг уроков физкультуры. Нередко школы сдают спортзалы на выходные любителям волейбола/баскетбола. Если после занятий посторонних лиц спортзал не убирается, пыли и грязи в нем более чем достаточно, а дети приходят в понедельник на уроки физкультуры и не хотят заниматься на грязном полу. Согласно нормативам в таких случаях уборка зала должна быть не просто влажной, а с использованием дезсредств – и родители это тоже должны знать. Занятия на открытом воздухе зимой проводятся при температуре не ниже минус 18 градусов.
Подробно регламентированы СанПиНом многие детали школьной жизни. Родители, которые хотят познакомиться с документом подробнее, могут найти его в интернете или купить в ближайшем центре Госсанэпиднадзора.
– Исследования, проведенные учеными из Института гигиены и охраны здоровья детей и подростков и специалистами санэпидслужбы несколько лет назад, доказали очень высокую значимость факторов внутришкольной среды, – говорит Дина Синякова. – Их вклад в формирование здоровья детей составляет 21%. В этот показатель входят не только учебная нагрузка и стиль обучения, но и непосредственно соблюдение гигиенических нормативов. Поэтому мы будем только признательны, если родители будут обращать самое серьезное внимание на то, в каких условиях учатся их дети. Это, прежде всего, в интересах их здоровья и будущего.
Ранее опубликовано:
Батенева Т. Школа: среда обитания будущего. Известия науки, 2004.