Бермудский треугольник: мифы и реальность
Люди и биты. Информационный взрыв: что он несет
Луи де Бройль. Революция в физике
Петр ОБРАЗЦОВ
37-летний Григорий Перельман, в отличие от многих российских ученых, не уехал из страны и по-прежнему работает в лаборатории геометрии и топологии Санкт-Петербургского отделения Математического института им. В.А. Стеклова. Правда, о своем открытии он предпочел объявить за границей. Более того, публикуя первую статью о доказательстве гипотезы Пуанкаре, он поблагодарил ряд американских университетов за то, что «гонорары, полученные им за чтение лекций, помогли ему прожить в России».
В российской математике Григорий Перельман – человек известный. Тем не менее, коллеги предпочитают не рассказывать о Перельмане, говоря что «еще рано думать об открытии, надо его вначале подтвердить».
Григорий Перельман родился 13 июня 1966 года в Ленинграде в семье служащих. Окончил знаменитую 239-ю среднюю школу с углубленным изучением математики. В 1982 году в составе команды советских школьников участвовал в Международной математической олимпиаде, проходившей в Будапеште. Был без экзаменов зачислен на мехмат Ленинградского государственного университета. Побеждал на факультетских, городских и всесоюзных студенческих математических олимпиадах. Еще будучи школьником, Перельман считался математиком высокого уровня. Все годы учился только на «отлично». За успехи в учебе получал Ленинскую стипендию.
Окончив с отличием университет, Перельман поступил в аспирантуру при Санкт-Петербургском отделении Математического института им. В.А. Стеклова. Его научным руководителем был известный математик академик Александров. Защитив кандидатскую диссертацию, Григорий Перельман остался в институте. Он известен работами по теории пространств Александрова, сумел доказать ряд гипотез.
– Гриша – гений, – говорит директор петербургского физико-математического лицея №239, заслуженный учитель России Тамара Ефимова, – в школе уже знают о его достижениях и очень рады за него. Когда Гриша учился у нас, я преподавала ему вычислительную математику. Уже тогда он знал практическую часть этого раздела науки лучше, чем я. Но при этом Гриша никогда не кичился своим талантом и спокойно решал все предложенные ему задачи. Он очень скромный и неприхотливый человек, может быть, чересчур неприхотливый. Как это ни печально, больше половины выпускников нашей школы не работают в России, а уезжают за границу. И Гриша при его способностях мог бы давно трудиться на лучших кафедрах лучших университетов мира. Но он предпочитает оставаться в Питере.
Гипотеза (иногда называемая задачей) французского математика Анри Пуанкаре (1854...1912 гг.) формулируется так: любое замкнутое односвязное трехмерное пространство гомеоморфно трехмерной сфере. Для пояснения используют такую картинку: если обмотать яблоко резиновой лентой, то в принципе, стягивая ленту, можно сжать яблоко в точку. Если же обмотать такой же лентой пончик (пирожок с дыркой в середине), то в точку его сжать нельзя без разрыва или пончика, или резины. В таком контексте яблоко называют «односвязной» фигурой, пончик же не односвязен.
Почти 100 лет назад Пуанкаре установил, что двумерная сфера односвязна, и предположил, что трехмерная сфера тоже односвязна. Доказать эту гипотезу не могли с тех пор.
Пуанкаре открыл специальную теорию относительности одновременно с Эйнштейном (1905 г.) и признан одним из величайших математиков за всю историю человечества.
Ранее опубликовано:
Образцов П. Гриша – гений. Газета «Известия». Технологии, 2003.