Перейти в начало сайта Перейти в начало сайта
Электронная библиотека «Наука и техника»
n-t.ru: Наука и техника
Начало сайта / Препринт / Мир, в котором мы живем
Начало сайта / Препринт / Мир, в котором мы живем

Научные статьи

Физика звёзд

Физика микромира

Научно-популярные статьи

Журналы

Природа

Наука и жизнь

Природа и люди

Техника – молодёжи

Нобелевские лауреаты

Премия по физике

Премия по химии

Премия по литературе

Премия по медицине

Премия по экономике

Премия мира

Книги

Архимед

Как мы видим то, что видим

Механизм ответственной власти

Популярная информатика

Луи де Бройль. Революция в физике

Ученые – популяризаторы науки

Издания НиТ

Батарейки и аккумуляторы

Охранные системы

Источники энергии

Свет и тепло

Препринт

Наука сегодня

Научные гипотезы

Теория относительности

История науки

Научные развлечения

Техника сегодня

История техники

Измерения в технике

Источники энергии

Наука и религия

Мир, в котором мы живём

Лит. творчество ученых

Человек и общество

Образование

Разное

Чёрная молния

Приложение к статье «Шаровая молния – схема устройства, причина устойчивости»

Профессор М. Дмитриев, доктор химических наук

Термин «чёрная молния» появился в научной литературе сравнительно недавно. На существование в природе этого явления указывали как результаты наблюдений, так и научные изыскания по химической физике воздушной среды. Изучались также материальные следы этого вида молний.

По мере дальнейшего развития авиационной техники и расширения масштабов её применения проблема чёрной молнии становится всё более актуальной. В связи с этим лётному составу необходимо знать её природу и свойства, так как встреча с ней в воздухе вполне вероятна.

Казалось бы, не светящейся молнии быть не может. Действительно, электрические разряды, в частности линейные молнии, как правило, сопровождаются излучением многочисленных квантов света, поэтому чёрными быть не могут. Однако среди шаровых молний чёрная совсем не редка. Сведения о ней содержатся в древних рукописях ещё античной эпохи.

Известный астроном В. Чернов описал быстро движущуюся чёрную молнию. Она возникла 23 июня 1974 года в городе Запорожье около 17 ч 45 мин во время сильной грозы с ливнем. Её полёт был хорошо заметен на сером фоне тучи. Сначала сверкнула обычная линейная молния. Вскоре рядом с ней пролетела и чёрная. Это зрелище поразило учёного своей необычностью.

Полковник А. Богданов наблюдал в районе Москвы в дневное время плавно парящую тёмно-коричневую молнию размером 25...30 см. Было отчётливо видно, что она представляла собой туманный сгусток металлического цвета. Молния имела несколько красноватый оттенок, вокруг неё слабо светился тёмно-коричневый ореол. Неожиданно она раскалилась, округлилась и взорвалась.

Чёрные молнии неоднократно наблюдались в виде наростов или комков грязи на деревьях, мачтах, крышах, металлических поверхностях. Когда их пытались чем-либо ударить или сорвать, они раскалялись и взрывались.

Как же объясняется природа чёрной молнии? Одна из теорий основана на представлении о молекулярно-аэрозольных конгломератах. В атмосфере они возникают в результате длительного воздействия на воздух солнца, космических лучей, электрических полей облаков, линейных молний, других физико-химических факторов. При этом образуются химически активные частицы, положительно и отрицательно заряженные ионы и аэрозоли. При определённых условиях возможно концентрирование этих частиц сначала в ядра конденсации, затем в молекулярно-аэрозольные конгломераты. Накопившиеся в них химически активные частицы и вещества могут реагировать между собой, что вызывает разогрев конгломерата. Он приобретает относительно сферическую форму и превращается в пылающую шаровую молнию, способную взрываться.

Шаровая молния не может существовать в светящемся состоянии более двух минут, а чёрная «живёт» гораздо дольше и нередко оседает на поверхности различных предметов. Она не видна в ночное время. Её хуже регистрируют радиолокационные средства. Чёрную молнию легко принять за летящую птицу или за какой-нибудь предмет.

С чёрной молнией можно встретиться даже там, где грозовая деятельность теоретически невозможна. Примечательно, что в большинстве случаев при приближении самолёта к такой молнии она или превращается в шаровую, или взрывается.

Особого внимания требуют чёрные молнии, осевшие на поверхности самолётов (на земле или в полёте), радиоэлектронной аппаратуре, стенках цистерн с горючим. Не следует предпринимать никаких попыток снять их или разрушить, поскольку они быстро превращаются в шаровые или взрываются, что представляет немалую опасность. Необходимо выждать или принять меры, чтобы избежать столкновения с ними.

 

Дата публикации:

16 января 2011 года

Электронная версия:

© НиТ. Препринт, 1997

В начало сайта | Книги | Статьи | Журналы | Нобелевские лауреаты | Издания НиТ | Подписка
Карта сайта | Cовместные проекты | Журнал «Сумбур» | Игумен Валериан | Техническая библиотека
© МОО «Наука и техника», 1997...2016
Об организацииАудиторияСвязаться с намиРазместить рекламуПравовая информация
Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика