Перейти в начало сайта Перейти в начало сайта
Электронная библиотека «Наука и техника»
n-t.ru: Наука и техника
Начало сайта / Препринт / Мир, в котором мы живем
Начало сайта / Препринт / Мир, в котором мы живем

Научные статьи

Физика звёзд

Физика микромира

Журналы

Природа

Наука и жизнь

Природа и люди

Техника – молодёжи

Нобелевские лауреаты

Премия по физике

Премия по химии

Премия по литературе

Премия по медицине

Премия по экономике

Премия мира

Книги

Во главе двух академий

Грюндеры и грюндерство

Культура. Техника. Образование

Парадокс XX века

Луи де Бройль. Революция в физике

Цепная реакция идей

Издания НиТ

Батарейки и аккумуляторы

Охранные системы

Источники энергии

Свет и тепло

Научно-популярные статьи

Наука сегодня

Научные гипотезы

Теория относительности

История науки

Научные развлечения

Техника сегодня

История техники

Измерения в технике

Источники энергии

Наука и религия

Мир, в котором мы живём

Лит. творчество ученых

Человек и общество

Образование

Разное

Эффект Махариши

Юрий Карпенко

Введение

Проблема сознания в последние десятилетия привлекает все больше внимания специалистов не только гуманитарного, но и естественнонаучного направления. Все большее признание научного сообщества получают исследования паранормальных явлений. Становится все более понятным, что парапсихология – это не столько «учение о резервных возможностях человеческой психики», сколько своего рода экспериментальная метафизика, источник уникальной информации о свойствах мира в целом.

История физики и науки в целом показала, что подход к построению картины мира, одной из ключевых компонент которого является игнорирование проблемы сознания, не только допустим, но и плодотворен. Однако ясно и то, что рано или поздно обнаружится его ограниченность. Тогда задача построения синтетической картины мира, объединяющей не только фундаментальные взаимодействия, но и сознание, уже не покажется абсурдной. В этой области сформировалось несколько исследовательских программ, одной из которых является программа международного движения трансцендентальной медитации (ТМ) (Московский А.В., Мирзалис И.В.).

Основателем и лидером международного движения ТМ является неортодоксальный индийский йог Махариши Махеш Йоги, начавший свою деятельность по распространению ТМ в конце 50-х годов. К началу 90-х годов технике ТМ в разных странах мира было обучено около 3 миллионов человек, а технике ТМ-сидхи – около 150 000 (с конца 70-х годов), инструкторов ТМ – около 30 000 (Maharishi Mahesh Yogi). М. Малерб дает следующие цифры о количестве приверженцев ТМ на конец 80-х годов: 2 миллиона человек во всем мире, в том числе одна треть в США, инструкторов ТМ – около 15 тысяч. Во Франции насчитывалось 20 тысяч медитаторов и 150 инструкторов ТМ(Малерб М.).

В (Scientific reserach) собрано 430 статьей, в которых описаны результаты исследований положительного влияния регулярной практики ТМ и ТМ-сидхи на различные аспекты жизнедеятельности человека, выполненные в исследовательских центрах различных стран мира в период с начала 70-х по начало 90-х годов, около 40% этих работ опубликовано в научной периодике.

В 1992...1993 гг. международное движение ТМ стало проявлять политическую активность, в ряде стран были организованы партии Естественного Закона. В США в 1996 г. эта партия принимала участие в президентских выборах, кандидатом в президенты от нее был Дж. Хэгелин.

С середины 90-х годов в Интернете были собраны исследования и многочисленные свидетельства практиков ТМ-сидхи и инструкторов ТМ, свидетельствующие о наличии отрицательных последствий регулярной практики ТМ и ТМ-сидхи, а также критика исследований эффекта Махариши (см., например, http://www.trancеnet.org), который является одним из ключевых эмпирических феноменов исследовательской программы движения ТМ. Эффект Махариши – это влияние, которое оказывает регулярная практика ТМ и (или) ее углубленного варианта, ТМ-сидхи, на такие показатели качества жизни немедитирующих людей, как уровень преступности, количество дорожно-транспортных происшествий, самоубийств, несчастных случаев, деловой активности и др. Этот эффект с указанием 1%-ого порога в 1960 г. был предсказан Махариши Махеш Йоги и обнаружен исследователями движения ТМ в 1973...1974 гг.

Представляется, что эффект Махариши является достаточно хорошо описанным в научной периодике примером непреднамеренного коллективного паранормального явления.

В настоящем обзоре использованы результаты исследований эффекта Махариши, собранные в (Scientific research), а также некоторые материалы дискуссии и критики исследований эффекта Махариши (см. также обзор: Карпенко Ю.П.). В следующей главе представлены некоторые результаты исследований социальных проявлений эффекта Махариши. Глава «Эффект Махариши: ЭЭГ- и биохимический индикаторы» посвящен результатам исследований этого эффекта методами электроэнцефаллографии (ЭЭГ) и биохимии. Глава «Теория: основные понятия и гипотезы» – теоретическим представлениям и гипотезам, а также критике.

Эффект Махариши: социальные проявления

Когда достаточно большое количество людей в обществе начинают регулярно практиковать ТМ и (или) ТМ-сидхи, то это оказывает влияние на качество жизни немедитирующих. Утверждается, что влияние, оказываемое практикой ТМ и ТМ-сидхи, не специфично и имеет характер «общего поддерживающего жизнь влияния». За период с 1974 по 1990 г. по эффекту Махариши было выполнено около 40 исследований (The Maharishi effect).

Основной результат этих исследований в количественном отношении состоит в обнаружении двух пороговых величин. Так, если свыше 1% населения некоторого региона регулярно практикует ТМ, то эффект Махариши становится измеримым. При этом нужно иметь в виду, что во всех работах, посвященных исследованию эффекта Махариши, реализуемому на основе техники ТМ, учитывается не количество практикующих на момент начала исследования, а все обученные за весь период до его начала. Кроме этого не известно, сколько из обученных продолжает жить в данном городе.

В связи с вопросом о динамике отказа от практики ТМ можно привести следующие цифры: из 505 обученных технике ТМ через 20 месяцев 29,7% перестали практиковать, 38,2% иногда практикуют, 13,3% практикуют 1 раз в день и только 18,8% продолжают регулярную практику дважды в день, как это предписано инструкцией (Royer-Bounouar P.A.).

Из отсутствия точных данных о количестве реально практикующих на момент проведения исследований можно сделать диаметрально противоположные выводы: 1) критики, отрицающие эффект Махариши как таковой, считают эту неясность одним из доказательств того, что эффект Махариши – это артефакт(см. http://www.trancenet.org); 2) те, кто признает существование эффекта Махариши в целом, скорее могут усмотреть в этой неточности завышение 1%-ого порога.

Это замечание не имеет отношения к величине порога эффекта Махариши, реализуемого на основе техники ТМ-сидхи. Если группа численностью, превышающей корень квадратный из 1% населения региона, одновременно и в одном месте практикует ТМ-сидхи, то эффект Махариши также становится измеримым.

Исследования эффекта проводились на трех различных уровнях: 1) города; 2) страны и регионы; 3) международный уровень.

Уровень городов

Техника ТМ

Все исследования эффекта Махариши, реализуемого на основе техники ТМ, построены по следующей схеме: когда в результате массового обучения ТМ в каком-то городе доля обученных в его населении превысит 1%, то для обнаружения эффекта Махариши проводится сравнение показателей качества жизни до и после достижения порога. Например, на основе официальной статистики анализируется уровень преступности в регионе за предшествующие годы, затем результаты этого анализа экстраполируются на период после достижения 1%-ого барьера. Разница прогноза и того, что было в действительности составляет эффект Махариши. Кроме этого сравнивается динамика исследуемого показателя качества жизни в экспериментальных и контрольных городах, сопоставимых с экспериментальными по ряду социально-демографических показателей. Далее остается только доказать, что различие в прогнозе и действительности обусловлено именно влиянием регулярной практики ТМ.

Характерный масштаб влияния, оказываемого на динамику уровня преступности, можно охарактеризовать результатами исследования по 22 городам США с населением от 25 тыс. до 100 тыс. человек, в котором эффект Махариши был обнаружен впервые. В экспериментальной группе из 11 городов, в которых доля обученных ТМ в 1972 г. достигла 1% населения, в течение экспериментального периода (1972...1973 гг.) наблюдалось среднее понижение уровня преступности на 8,2%, тогда как в 11 контрольных городах, сравнимых с экспериментальными, в этот же период имел место рост преступности на 8,3%, что соответствует среднему показателю роста преступности в США в экспериментальный период (Borland C., Landrith G. III).

Это исследование было продолжено в работе (Dillbeck M.C., Landrith G. III, Orme-Johnson D.W.). В экспериментальную группу вошли 24 города с населением 10 000...250 00 (все города США, в которых к концу 1972 г. было обучено свыше 1% населения), в контрольную также 24 города с соответствующим населением, долей студенчества и географическим положением. В среднем доля населения, обученного ТМ в группе экспериментальных городов составила около 1,21%, в контрольной – 0,22%. Было обнаружено, что в экспериментальной группе городов в 1973 г. имело место снижение уровня преступности на 22% по отношению к ожидавшемуся, а в контрольной – увеличение на 2%.

Пример исследования более длительного периода представлен в другой работе. Была обследована случайная выборка, состоявшая из 160 городов США за период с 1964 по 1978 гг., по 40 в каждой из следующих 4-х групп: население более 250 000, 100 000...250 000, 50 000...100 000, 25 000...50 000, – в которых в 1972...1973 гг. был достигнут 1%-ый порог. С использованием данных ФБР по динамике преступности в этот период времени была проведена экстраполяция тенденций 1964...1972 гг. на последующие 6 лет. Оказалось, что в экспериментальных городах имело место снижение преступности примерно на 18% (Dillbeck M.C., Banus C.B. et al).

В этой же работе рассмотрено 80 урбанизированных территорий по 40 в каждой группе: с населением свыше 500000, 200 000...500 000. Эти урбанизированные территории включают 47% городского населения США на 1978 г. Контролировалось 13 демографических показателей, сообщается о снижении уровня преступности на 18% по сравнению с имевшей место тенденцией.

Критика таких исследований состоит в том, что совпадение является случайным и действительно имевшее место снижение уровня преступности (или изменение другого исследуемого показателя качества жизни) обусловлено какими-то другими причинами, например, сезонными колебаниями, успешностью мер местной администрации, нехваткой бензина в случае исследования ДТП и т.д. Утверждение о возможной случайности полученной причинной связи было частично отведено в (Dillbeck M.C., Landrith G. III et al), где к указанной выборке из 160 городов были применены специальные статистические методы, предназначенные для вычленение причинно-следственных связей из статистических данных; было показано, что полученная причинная связь не является случайной. Однако более непосредственное подтверждение наличия причинной зависимости было получено с помощью техники ТМ-сидхи (см. ниже).

Кроме этого, объяснение с помощью альтернативных гипотез действительно наблюдаемых изменений в динамике показателей качества жизни отклоняется специальным обсуждением, чему в работах по эффекту Махариши отводится довольно много места, и специальным контролем соответствующих социально-демографических показателей: плотности населения, уровня безработицы, доли населения, находящейся за чертой бедности, доли молодежи в населении, среднего дохода на душу населения, наличия специальных программ городских, муниципальных и национальных властей, сезонные колебания и др.

Успех движения ТМ в США в 70-х годах вызывал неоднозначную оценку общественности, что выразилось, например, в том, что в 1978 г. федеральный суд США вынес решение о религиозной природе ТМ, в связи с чем ее было запрещено преподавать в общественных учебных заведениях (Вандерхилл Э.).

Техника ТМ-сидхи

Поскольку размер группы, необходимой для проявления эффекта Махариши на основе техники ТМ-сидхи, относительно невелик, то экспериментальная ситуация становится более управляемой. Это позволяет исследовать динамику различных показателей качества жизни до, во время и после проведения эксперимента, что не возможно в случае техники ТМ. В качестве примера можно привести результаты работы (Dillbeck M.C., Cavanaugh K.L. et al): исследование проводилось в Дели в течение 5-тимесячного курса обучения ведийской науке с ноября 1980 по апрель 1981 гг. В этот период численность группы практикующих ТМ-сидхи была достаточно велика: около 250 человек на 6 миллионов населения объединенной территории Дели.

Статистический анализ данных по динамике преступности показал, что в течение экспериментального периода в среднем он был на 11% ниже, чем в контрольный период, причем после окончания эксперимента уровень преступности снова повысился.

Статистический анализ еженедельных данных по количеству убийств в Вашингтоне (США) с августа 1980 по ноябрь 1983 гг. показал, что когда размер группы практикующих ТМ-сидхи, состоявших из студентов учебного центра и членов местного сообщества, превышал критический для Вашингтона размер, то количество убийств в городе уменьшалось в среднем на 22% (Dillbeck M.C., Larimore W.E., Wallace R.C.).

Уровень регионов и стран

В качестве примера исследования на региональном уровне можно привести работу по Пуэрто-Рико (Dillbeck M.C., Cavanaugh K.L. et al; Dillbeck M.C., Mittlefehldt V. et al.). Исследование было проведено весной-летом 1984 г., когда в связи с открытием учебного заведения движения ТМ количество практикующих ТМ-сидхи в Пуэрто-Рико постепенно нарастало, пока с апреля по июнь не превысило критический порог. В июле большая группа студентов переехала на континент, что дало возможность изучить ситуацию до, во время и после окончания экспериментального периода.

В исследовании использовались официальные данные по динамике преступности за период с января 1969 по март 1984 гг. для выявления долгосрочных колебаний. Учитывались следующие виды преступлений: убийства, изнасилования, грабежи, нанесение телесных повреждений, кражи со взломом, угоны транспортных средств. Был получен следующий результат: с апреля по июнь 1984 г. наблюдалось систематическое снижение уровня преступности, с июня по сентябрь – возвращение к исходному уровню.

На уровне стран проводились два типа экспериментов, связанных с: 1) краткосрочной коллективной практикой достаточно большой группы практикующих ТМ-сидхи; 2) долгосрочным влиянием на национальном уровне больших групп практикующих ТМ-сидхи, которые размещаются в учебных центрах движения ТМ на постоянной основе.

В Голландии было изучено влияние трех краткосрочных коллективных практик на уровень преступности и ДТП. Эксперименты проводились 23.12.78...20.01.79, 1.08.81...15.08.81, 19.12.81...3.01.82. В работе (Burgmans W.H.P. et al.) представлен первичный материал: таблицы помесячной динамики преступности и ДТП в соответствии с официальными данными за период с января 1971 по январь 1981 гг.

90%-ный доверительный интервал снижения преступности составляет: на 5...19% для января 1979 г., 2...13% для августа 1981 г., 1...9% для декабря 1981 г. Для ДТП соответственно: 17...45%, 1...25%, 7...30%. Большой разброс связан с разбросом данных и величиной самого эффекта. Размер критической группы для Голландии в этот период составлял 376 человек.

Крупномасштабный эксперимент по краткосрочной коллективной практике впервые проводился в г. Амхерсте (штат Массачусетс, США) с 9 июля по 20 августа 1979 г. (Devies I.H., Alexander C.N.). Размер критической группы практикующих ТМ-сидхи для США в 1979 г. составлял 1530 человек, среднее количество участников эксперимента – свыше 2 тыс. человек. Исследования проводились на основе официальных данных по ДТП, насильственным преступлениям и катастрофам за период с 1973 по 1981 г. Обнаружено, что в экспериментальный период количество ДТП снизилось на 6,5%, насильственных преступлений – на 3,4%;, авиакатастроф – на 20,8%. В то же время для штата Массачусетс, где проходил эксперимент, эти цифры, как и ожидалось, были выше: 18,9, 10,1 и 83,3% соответственно (последняя цифра подсчитана для всей Новой Англии, куда входит штат Массачусетс).

Первое исследование долгосрочного влияния на уровне всей страны было проведено в связи с тем, что в начале 1982 г. размер постоянной группы практикующих ТМ-сидхи, располагающейся в Международном университете Махариши (г. Феарфилд, штат Айова), превысил национальный порог «корня из 1%»: около 1600 человек (Cavanaugh K.L. et al). Практика программы ТМ-сидхи в этом университете осуществлялась совместно преподавателями, студентами, обслуживающим персоналом и жителями города ежедневно 2 раза в день, утром и вечером. Была изучена ежедневная динамика ДТП с 1975 по 1982 гг. Авторы этой работы полагают, что существенная доля снижения количества ДТП в 1982 г. по сравнению с предыдущим периодом обусловлена влиянием групповой практики ТМ-сидхи.

Аналогичные исследования по влиянию краткосрочных коллективных практик проводились на уровне стран в Филиппинах, Канаде, Австралии и Англии (The Maharishi effect).

На основе анализа динамики индекса бедности по месяцам за период с 1979 по 1988 гг. для США и Канады (по отдельности) установлена его корреляция с размером групп людей, практикующих программу ТМ-сидхи в этих странах. Специальный анализ показывает наличие причинной связи между этими явлениями: в периоды, когда размер группы превышал критический, наблюдалось статистически значимое снижение индекса бедности от ожидаемого уровня (Cavanaugh K.L. et al).

Международный уровень

На международном уровне проводилось несколько типов экспериментов (данные на начало 90-х гг.): 1) «Ассамблеи Мира» – собрание 7 тысяч практикующих ТМ-сидхи, что необходимо для оказания влияния на все население Земли: декабрь 1983 г., – январь 1984 г. в г. Феарфилде (штат Айова, США), январь 1984 г. в Голландии, июль 1985 г. в Вашингтоне (США), а также зимой 1991...1992 гг. в Голландии во время войны в Персидском заливе; 2) «целевые программы» – собрание достаточно большого количестве практикующих ТМ-сидхи на короткий промежуток времени для оказания влияния на международные военные конфликты. Наибольший резонанс из последней серии экспериментов получил «Международный проект на Ближнем Востоке» (Orme-Jonson D.W., Alexander C.N., Devies J.H. et al.).

Этот проект осуществлялся в Иерусалиме с 1 августа по 30 сентября 1983 г. Устроители пригласили всех жителей Израиля, прошедших обучение технике ТМ-сидхи, принять участие в этом эксперименте. Участники приезжали в соответствии со своими возможностями: уикэнд, недельный отпуск и т.д. В связи с этим размер группы неконтролируемо колебался от 65 до 241 человека, критический же размер группы для Израиля и Ливана был оценен в 197 человек. По просьбе организаторов участники эксперимента не сообщали местным жителям о целях своего приезда. Поскольку размер группы был иногда меньше, а иногда больше критического, то это дало возможность проверить формулу «корня квадратного из 1%».

Была исследована динамика следующих показателей качества жизни в Иерусалиме, Израиле и Ливане: ежедневный уровень преступности, количество ДТП и пожаров в Иерусалиме, цены на акции и общественное настроение (контент-анализ прессы) в Израиле, количество убитых и общий уровень напряженности военного конфликта в Ливане. Была обнаружена статистически значимая зависимость всех показателей от размера группы. В частности, когда размер группы превосходил критический, то количество убитых уменьшались на 76%, а общая напряженность конфликта в Ливане снизилась на 45% по сравнению с контрольным периодом.

С целью более детальной проработки вопроса причинной связи между групповой медитацией и напряженностью военного конфликта был проведен 13-ти дневный «эксперимент в эксперименте», когда количество участников в течение этих 13 дней постоянно превышало критический порог. Среднее количество убитых в этот период составляло 1,5 по сравнению с 33,7 в непосредственно предшествующие и следующие 13 дней.

Сообщается также о наличии корреляций с ненулевой задержкой по времени: снижение интенсивности конфликта коррелировало с размером группы не только в тот день, когда ее размер превышал критический, т.е. собственно в день проведения медитации достаточно большой группы, но и через несколько дней после этого. Так, в частности, сообщается о наличии корреляций с задержкой в 0,5 (количество убитых) и 0,10 (интенсивность конфликта) дней без корреляций в промежуточные дни.

Эти исследования имели большой резонанс в средствах массовой информации США и по их результатам состоялась публичная дискуссия на страницах журнала «Journal of conflict resolution» (см. ниже).

Эффект Махариши: ЭЭГ- и биохимический индикаторы

Ниже приведены результаты двух исследований по регистрации эффекта Махариши методами элетроэнцефаллографии(ЭЭГ) и биохимии.

Во время коллективной медитации группы численностью около 2000 человек на расстоянии в несколько сотен километров от нее проводилась медитация малой группы, члены которой не знали о том, совпадает время их медитации с временем медитации большой группы или нет. Сравнивались ЭЭГ членов малой группы в периоды времени, совпадающие и не совпадающие с временем медитации большой группы. Измерялась согласованность ЭЭГ членов малой группы в разные промежутки времени. Утверждается, что согласованность ЭЭГ членов малой группы была выше, когда время их медитации совпадало с временем медитации большой группы (Orme-Johnson D.W., Dillbeck M.C. et al).

Вот еще один эксперимент по регистрации эффекта Махариши методом ЭЭГ. Он проводился в двух соседних комнатах. В одной из них, звукоизолированной, эксперт в технике ТМ-сидхи выполнял йогический полет. В другой комнате ничего не знающий об этом испытуемый, обычный человек, выполнял на компьютере операции, требующие интеллектуального напряжения. ЭЭГ обоих испытуемых регистрировались одновременно и предметом исследования была корреляция между ними в диапазоне частот 5,7...8,5 Гц. Результаты эксперимента таковы: а) степени когерентности ЭЭГ у испытуемого и эксперта существенно не различаются; б) периоды максимальной когерентности ЭЭГ у эксперта, как правило, предшествуют периодам максимальной когерентности ЭЭГ испытуемого. Последнее интерпретируется как свидетельство непреднамеренного влияния эксперта на испытуемого: первый «ведет» второго.

В тех же случаях, когда периоды когерентности ЭЭГ испытуемых предшествовали периодам когерентности ЭЭГ экспертов, т.е. тот, кто сидел за компьютером «вел» того, кто выполнял йогический полет, эксперты сообщали о том, что в этот день они чувствовали себя не очень хорошо и что им лучше было бы не принимать участия в эксперименте. В обычных случаях эксперты сообщали о нормальном самочувствии (Travis F.T., Orme-Johnson D.W.).

Эксперименты по регистрации биохимического индикатора эффекта Махариши описываются следующим образом. Во время коллективной медитации с численностью группы несколько сот человек у жителей близлежащего городка брались анализы урины на предмет определения концентрации в ней метаболитов серотонина. Серотонин – это нейромедиатор, который, в частности, связан с переживанием чувства отдыха, удовлетворения, эйфории (Wallace R.K.). Сообщается, что тенденция в изменениях метаболитов серотонина в урине жителей городка соответствует тенденции этих изменений у практикующих ТМ и (или) ТМ-сидхи (Pugh N.C. et al;Walton K.G.).

Существует также одно сообщение об эксперименте по преднамеренному влиянию коллективной ТМ и ТМ-сидхи медитации на погоду (Rabinoff R.A. et al). Этот эксперимент проводился зимой 1979...1980 гг. и был связан с тем, что в одном из центров международного движения ТМ намечалось проведение крупномасштабного мероприятия, для которого организаторы хотели обеспечить благоприятные погодные условия. В ежедневную практику коллективной медитации сотрудников центра и членов местного ТМ-сообщества был добавлен элемент направленности внимания во вне, на погодные условия. В период проведения мероприятия были более благоприятные погодные условия, чем обычно в этот период времени, что связывается с влиянием коллективной медитации.

Теория: основные понятия и гипотезы

Один из центральных результатов исследований влияния регулярной практики ТМ и (или) ТМ-сидхи на человека состоит в обнаружении нового состояния сознания, чистого или трансцендентного сознания, которое развивается благодаря регулярной практике ТМ и ТМ-сидхи (Wallace R.K.). В восточной религиозно-философской традиции это состояние сознания как субъективный опыт ассоциируется с достижением высших целей этой традиции: просветлением, освобождением от колеса рождений и смертей. В объективном плане чистое сознание считается источником всего сущего, Бытием.

Утверждается, что это состояние сознания является четвертым состоянием сознания наряду с тремя общеизвестными: глубоким сном, сновидениями и бодрствованием. Согласно модели Махариши о точках соединения состояний сознания, чистое сознание доступно каждому человеку вне зависимости от степени его духовного или интеллектуального развития между мыслями, точнее говоря, в те короткие промежутки времени, когда сон сменяется бодрствованием и наоборот, т.е. в переходах между тремя основными состояниями (Maharishi Mahesh Yogi, 1968; Travies F.T.) (о просоночных состояниях см. также «Наблюдатель и его тело»).

По вопросу о физической интерпретации эффекта Махариши известны две точки зрения. Первая принадлежит Дж. Хэгелину (Hagelin J.S., 1987, 1989). Отвергая все четыре фундаментальные взаимодействия, а также пятую силу, он полагает, что эффект Махариши связан с нелокальным изменением геометрии пространства-времени, с редукцией волновой функции состояния коллективного сознания общества (см. также «Физика и паранормальные явления»). Электромагнитное поле исключается потому, что экранировка групп медитирующих не приводит к исчезновению эффекта. Поскольку Дж. Хэгелин полагает, что эффект Махариши реализуется на уровне объединения четырех фундаментальных взаимодействий, то он рассматривает этот эффект как альтернативу создания все более мощных ускорителей элементарных частиц и лазеров, которые необходимы физикам для проверки моделей теории единого поля.

Вторая точка зрения на физический механизм эффекта Махариши также принадлежит сотрудникам MIU (Druhl K.J., Kleinschnitz K.W). По их мнению, за эффект Махариши ответственно электромагнитное излучение с длиной волны порядка нескольких десятков метров (характерный размер группы медитирующих).

Ключевыми идеями социально-психологического плана являются представления о коллективном сознании (КС), стрессе в КС как источнике социальной напряженности и коллективной медитации как технологии снятия стресса в КС, по аналогии со снятием индивидуальных стрессов в результате регулярной практики ТМ.

Представление о всепроникающем поле сознания, лежащем в основе индивидуальной и общественной жизни, не является новым ни для западной, ни для восточной философских традиций. Основатели современной западной психологии Г. Фехнер и У. Джеймс утверждали существование континуума сознания, объединяющего индивидуальные сознания всех людей, который может быть непосредственно воспринят, если порог восприятия достаточно низкий. К.Г. Юнг (теория архетипов) и Э. Дюркгейм также выдвигали идею о КС. Однако все эти концепции не оказали существенного влияния на основной поток развития западных психологии и социологии, поскольку не нашли эмпирического подтверждения (Orme-Jonson D.W., Alexander C.N., Devies J.H.).

По мнению исследователей эффекта Махариши, КС – это некоторая целостность сознания группы, не сводимая к простой сумме индивидуальных сознаний членов группы. Феномен КС существует на каждом уровне социальной организации: семья, сообщество, город, народ и мир в целом. Индивидуальное сознание является базовым элементом КС любого уровня, оно оказывает влияние на состояние КС, а также испытывает его обратное воздействие (Orme-Jonson D.W., Alexander C.N., Devies J.H.).

Основной детерминантой социального поведения является уровень когерентности, согласованности КС. По аналогии с тем, как качество индивидуального сознания отражает уровень функциональной интеграции различных компонентов нервной системы человека, общественная когерентность также является функцией кооперативности или дополнительности между отдельными людьми и (или) группами, составляющими общество. Наличие общественной когерентности выражается в спонтанной интеграции потребностей отдельных людей и групп с потребностями общества, а несогласованность, отсутствие когерентности в КС приводит к фрустрации индивидуальных и групповых потребностей. Такое отсутствие когерентности на уровне КС в течение длительного времени называется стрессом в КС. Согласно представлениям описываемой теории, когда этот стресс достигает некоторого критического напряжения, происходят взрывы насилия, негативности (ненависти), конфликты, кризисы, войны.

По результатам одного из наиболее известных исследований эффекта Махариши (Orme-Jonson D.W., Alexander C.N., Devies J.H. et al.) состоялась дискуссия (Schrodt P.A.; Orme-Jonson D.W., Alexander C.N., Devies J.H.), опубликованная на страницах журнала «Journal of conflict resolution», которая продолжилась в (Fales E., Makovsky B.).

Ф. Шродт полагает, что экстраординарные явления требуют экстраординарного контроля, ибо «если признать выводы авторов, то придется пересмотреть практически все современные представления о причинах социального поведения» (Schrodt P.A., с. 745). Он считает, что полученные результаты являются артефактом статистики, в лучшем случае самообманом исследователей, но тем не менее полагает, что существование эффекта Махариши проверить можно, но для этого необходимо провести дополнительные исследования с более строгим контролем.

Приведу только один пункт его критики. Ф. Шродт полагает, что методика подсчета населения неадекватна теоретическим посылкам авторов, т.к. подсчет проводился в соответствии с политическими границами, а не по географическому удалению от места проведения групповой медитации, что не соответствует гипотезе о полевой природе сознания (физические поля не знают политических границ). Если же подсчет проводить по географическому принципу, то оказывается, что необходимый размер группы не был достигнут, т.е. не было самого предмета исследований. Однако, поскольку результаты были получены, то их можно объяснить только артефактами статистики.

Более конкретно, он обращает внимание на то, что в подсчитываемое население не были включены городские районы Аммана, Дамаска и др., т.е. около 3 миллионов человек, хотя они расположены к Иерусалиму ближе, чем те города Израиля, население которых учитывалось. Если же учесть все городское и сельское население, которое проживает на расстоянии 225 км от Иерусалима(расстояние до Бейрута по прямой), то получится около 10 миллионов человек. В этом случае критический размер группы будет 316 человек, что гораздо больше максимального количества участников эксперимента(241 человек). Это означает, что если подсчет населения проводить в соответствии с географическим принципом, то критический размер группы вообще не был достигнут за все время проведения эксперимента, т.е. просто не было самого предмета исследований.

Отвечая на это замечание, исследователи эффекта Махариши (Orme-Jonson D.W., Alexander C.N., Devies J.H.) вводят понятие «границы КС» и обращают внимание на то, что во всех 40 работах по эффекту Махариши подсчет населения проводился по политическому принципу. Хотя специально внимание на этом и не акцентировалось. При этом отмечается необходимость привлечения большего количества участников для оказания влияния на более удаленные политико-административные единицы.

По мнению авторов работы (Orme-Jonson D.W., Alexander C.N., Devies J.H.), представление о границах КС оправдано потому, что, во-первых, внутри некоторой политико-административной единицы имеет место большая гомогенность КС в силу более тесных личных связей, частоты контактов между людьми, культурных, экономических и эмоциональных связей и, во-вторых, из физики известно, что, например, локальные особенности местности, в частности, наличие ЛЭП, оказывают влияние на распространение электромагнитных волн.

Е. Фалес и Б. Марковски (Fales E., Markovsky B.), направляют свою критику, как против теории, лежащей в основе эффекта Махариши (Hagelin J.; Orme-Jonson D.W., Alexander C.N., Devies J.H.; Orme-Jonson D.W., Alexander C.N., Devies J.H. et al.), так и против интерпретации динамики показателей качества жизни на основе воздействия коллективной медитации. В своей критике теории эффекта Махариши они отмечают, что ей недостает ясности и согласованности, кроме этого она не согласуется с общепринятыми социологическими и психологическими теориями, и поэтому противоречит той эмпирии, которая лежит в основе этих теорий. «Она часто туманна и загадочна и хранит молчание в о ключевых механизмах, связывающих причины и следствия». Они повторяют аргумент П. Шродта о несоответствии положениям теории политического принципа подсчета населения.

Е. Фалес и Б. Марковски также обращают внимание на то, что если бы эффект Махариши существовал, то тогда в штате Айова, где уже в течение многих лет на постоянной основе регулярно практикует техники ТМ и ТМ-сидхи группа, достаточная для оказания влияния на США, преступность была бы на очень низком уровне, что не соответствует действительности. Основная же их критика направлена против результатов ближневосточного эксперимента. Е. Фалес и Б. Марковски выдвинули альтернативное объяснение полученным исследователями эффекта Махариши колебаниям напряженности конфликта, не связанное с практикой медитации, и обратили внимание на следующие моменты: а) снижение количества пожаров и ДТП в Израиле во время трех иудейских религиозных праздников объясняется тем, что ортодоксальные иудеи в эти дни не готовят пищу и не ездят на автомобилях, в эти дни также общественное настроение повышено; кроме этого в жару вообще меньше готовят; б) большая часть эффекта приходится на август – период отпусков в Израиле, когда многие израильтяне покидают страну; в) не было проведено анализа влияния широко публикуемых действий правительства Израиля и США в экспериментальный период на снижение напряженности конфликта и активности участия медитирующих в коллективных практиках. Е. Фалес и Б. Марковски, обобщая свою критику, отмечают, что «даже без количественного подтверждения такая защита нормальной науки достаточна для того, чтобы поставить под сомнение правдоподобие неортодоксальных теорий, претендующих на количественное подтверждение».

Заключение

Известно, что паранормальные явления, как правило, подразделяются на информационные(телепатия и др.) и силовые(телекинез и др.) Наряду с этим можно различать индивидуальные и коллективные, преднамеренные и непреднамеренные паранормальные явления. Представляется, что эффект Махариши – это единственное достаточно хорошо описанное в научной периодике непреднамеренное коллективное паранормальное явление. О других паранормальных явлениях такого типа существуют лишь отдельные упоминания. Так, например, А.В. Московский и И.В. Мирзалис приводят мнение экологов сознания, полагающих, что межнациональные конфликты могут оказывать влияние на сейсмическую активность (Московский А.В., Мирзалис И.В.). Б.С. Добронец считает, что «потоки энергии (психической – Ю.К.) приводят в движение внутренние психические силы людей и оказывают влияние на сейсмическую активность. Достаточное подтверждение получила гипотеза о связи землетрясений и психической активности людей» (Добронец Б.С., с. 41).

 

Источники информации:

  1. Вандерхилл Э. Мистики ХХ века. Энциклопедия. – М., 1997.
  2. Добронец Б.С. Пространственно-временные феномены и гиперпространство. // Сознание и физическая реальность. – М., 2001, т. 6, №1, с. 31...41.
  3. Карпенко Ю.П. Проблема состояний сознания в ведической психологии Махариши и эффект Махариши (обзор). // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 3, Философские науки. – М., ИНИОН РАН, 1993, №3/4, c. 130...150.
  4. Малерб М. Религии человечества. М.-СПб, 1997; Paris, 1990.
  5. Московский А.В., Мирзалис И.В. Сознание и физическая реальность. // Сознание и физическая реальность. – М.: МНТЦ ВЕНТ, 1995, вып. 1.
  6. Borland C., Landrith G. III. Improved quality of city life through the TM program: decreased crime rate. // Scientific research on Maharishi's TM and TM-sidhi program. (Далее: SRMTM) – Fiarfeald, 1977 – v. 1. – p. 639...648.
  7. Burgmans W.H.P., Burg van den A.T., Langenkamp F.P. et al. Sociological effects of the group dynamics of consciousness: decreased of crime and traffic accidents in Holland. // SRMTM – 1989. – v. 4. – p. 2566...2582.
  8. Cavanaugh K.L., Kurleigh D.K., Birney D.T. Improving the national economy alliance with Nature's Goverment: effects of the group practice of Maharishi's TM and TM-sidhi program. // Modern science and Vedic science. – Fairfield, 1990. – v. 4, №1. – p. 2...41.
  9. Devies I.H., Alexander C.N. The Maharishi technology of the unified field and improved quality of life in the United States: a study of the First Peace Assembly, Amherst (Mass.), 1979. // SRMTM – v. 4. – p. 2549...2563.
  10. Dillbeck M.C., Banus C.B., Polanzi C., Landrith G.III. Test of a field model of consciuosness and social change: the transcendental meditation and TM-sidhi program and decreased urban crime. // The journal of mind and behavior, 1988, v. 9, pp. 457...485.
  11. Dillbeck M.C., Cavanaugh K.L., Glenn T., Orme-Johnson D.W., Mitlefehldt V. Consciuosness as a field: the transcendental meditation and TM-sidhi program and changes in social indicators. // The journal of mind and behavior, 1987, v. 8, pp. 67...104.
  12. Dillbeck M.C., Landrith G. III, Orme-Johnson D.W. The transcendental meditation program and crime change in a sample of forty-eight cities. // Journal of conflict resolution, 1981, v. 4, pp. 25...45.
  13. Dillbeck M.C., Larimore W.E., Wallace R.C. A time series analysis of the effects of the Maharishi technology of the unified field: reduction of traffic fatalities in the United States. // SRMTM – v. 4. – p. 2589...2599.
  14. Dillbeck M.C., Mittlefehldt V., Luckebach A.P. et al. A time series analysis of the relationship between the group practice of the TM and TM-sidhi program and the crime rate change in Puerto Rico. // SRMTM – v. 4. – p. 2679...2686.
  15. Druhl K.J., Kleinschnitz K.W. Superradiance as a model for the collective dynamics of human consciousness. MIU preprint MIU-THP-91/001, 1991.
  16. Hagelin J.S. Is consciousness the unified field? A field theorist's perspective. // Modern science and vedic science, 1987, v. 1, №1, pp. 29...88.
  17. Hagelin J.S. Restructuring Physics From its Foundation in Light of Maharishi Vedic Science. // Modern science and vedic science, 1989, v. 3, №1, pp. 3...72.
  18. Fales E., Markovsky B. Evaluating heterodox theories // Social forces, 1997, v. 76, №2, pp. 511...525.
  19. Maharishi Mahesh Yogi. Science of Being and art of living. N.Y., 1968.
  20. Maharishi Mahesh Yogi. Maharishi's absolute theory of goverment: automatition in administration. – Vlodrop, 1993. – 352 p.
  21. The Maharishi effect: creating coherence in World consciousness: promoting positive and evolutionary trends through out of the World! Results of scientific research, 1974...1990. – Fairfield, 1991. – 34 p.
  22. Pugh N.C., Walton K.G., Cavanaugh K.L. Can time series analysis of serotonin turnover test the theory that consciousness is a field? // Society for neuroscience abctracts, 1988, v. 14, p. 372.
  23. Orme-Jonson D.W., Alexander C.N., Devies J.H. The effects of the Maharishi technology of the unified field: reply to a methodological critique. // Journal of conflict resolution. – 1990. – v. 34, №4. – p. 756...768.
  24. Orme-Jonson D.W., Alexander C.N., Devies J.H. et al. International peace project in the Meadle East: the effects of the Maharishi technology of the unified field. / Journal of conflict resolution, 1988, v. 32, pp. 776...812.
  25. Orme-Johnson D.W., Dillbeck M.C., Wallace R.K., Landrith G.S. III. Intersubject EEG coherence: is consciousness a field? // International journal of neuroscience, 1982, v. 16, pp. 203...209.
  26. Rabinoff R.A., Dillbeck M.C., Deissler R. Effect of coherent collective consciousness on the weather. // SRMTM – v. 4 – p. 2564...2565.
  27. Royer-Bounouar, P. A. The Transcendental Meditation Technique: a New Direction for Smoking Cessation Programs. Ph.D. thesis: D, MIU, 1989, T735,494, in the MIU library (источник информации: http://www.trancenet.org).
  28. Schrodt P.A. A methodological critique of a test of the effects of the Maharishi technology of the unified field. // Journal of conflict resolution. – Ann Arbor, 1990. – v. 34, №4. – p. 745...755.
  29. Scientific research on Maharishi's transcedental meditation and TM-sidhi program. Сollected papers. Vlodrop, 1977...1989, v. 1...5.
  30. Travies F.T. An empirical test of Maharishi's junction point model of states of consciousness. // Modern science and vedic science. – 1990, v. 4, №1. – p. 42...56.
  31. Travis F.T., Orme-Johnson D.W. Field model of consciousness: EEG coherence changes as indicators of field effects// International journal of neouroscience. – N.Y., 1989. – v. 49, №2, р. 203...211.
  32. Wallace R.K. The Maharishi technology of the unified field: the neurophysiology of enlightenment. – Fierfield, 1987. – 367 p.
  33. Walton K.G. Are there neurochemical tests of consciousness-as-a-field? // Modern science and vedic science, 1987, v. 1, pp. 488...498.

Дата публикации:

22 апреля 2001 года

Электронная версия:

© НиТ. Препринт, 1997

В начало сайта | Книги | Статьи | Журналы | Нобелевские лауреаты | Издания НиТ | Подписка
Карта сайта | Cовместные проекты | Журнал «Сумбур» | Игумен Валериан | Техническая библиотека
© МОО «Наука и техника», 1997...2016
Об организацииАудиторияСвязаться с намиРазместить рекламуПравовая информация
Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика