Перейти в начало сайта Перейти в начало сайта
Электронная библиотека «Наука и техника»
n-t.ru: Наука и техника
Начало сайта / Препринт / Мир, в котором мы живем
Начало сайта / Препринт / Мир, в котором мы живем

Научные статьи

Физика звёзд

Физика микромира

Журналы

Природа

Наука и жизнь

Природа и люди

Техника – молодёжи

Нобелевские лауреаты

Премия по физике

Премия по химии

Премия по литературе

Премия по медицине

Премия по экономике

Премия мира

Книги

Во главе двух академий

Как люди научились летать

Генри Форд. Моя жизнь, мои достижения

Пионеры атомного века

Среди запахов и звуков

Яды – вчера и сегодня

Издания НиТ

Батарейки и аккумуляторы

Охранные системы

Источники энергии

Свет и тепло

Научно-популярные статьи

Наука сегодня

Научные гипотезы

Теория относительности

История науки

Научные развлечения

Техника сегодня

История техники

Измерения в технике

Источники энергии

Наука и религия

Мир, в котором мы живём

Лит. творчество ученых

Человек и общество

Образование

Разное

Эта «безобидная» пыль

 

Что может угрожать современному пассажирскому авиалайнеру, летящему на высоте 8 км? Даже далекая от авиации домохозяйка с ходу назовет пару причин: незамеченные на земле технические неисправности и террористы. Немного подумав, вспомнит истребители и военные фрегаты, которые, перетрусив по тому или иному случаю, изредка стреляют по всему, что движется – короче говоря, на 8-километровой высоте человеку может угрожать лишь человек. Но ей никогда и в голову не придет подумать об угрозе, которую несет... пыль.

Однако 230 пассажирам «Боинга-747», летевшего в конце 1989 года из Амстердама в Токио, эта угроза напоминает о самом страшном приключении в их жизни: в течение 8 минут авиалайнер с заглохшими двигателями и испорченной системой электропитания падал с высоты 8200 м. В конце концов, экипажу удалось запустить моторы, и самолет с трудом дотянул до аэродрома города Анкориджа. Причиной, которая чуть не привела к трагедии, стало облако пыли, незадолго до этого выброшенное в атмосферу вулканом Реднебт на Аляске.

И вряд ли пассажиров «Боинга« утешит сообщение о том, что в тот самый момент, когда их жизнь повисла на волоске, проходила первые испытания новая спутниковая система предупреждения самолетов о появлении вулканической пыли. Она была развернута вдоль насыщенных международных трасс, пролегающих вблизи цепочки вулканов на Аляске и Алеутских островах. А разработать ее побудили несколько аварий, когда двигатели авиалайнеров неожиданно и непредсказуемо глохли. Как оказалось, из-за пыли.

В первую очередь такие аварии обеспокоили предусмотрительных военных. Они опасались, что при ядерном конфликте пыль, поднятая взрывами, выведет из строя двигатели стратегических бомбардировщиков и самолетов, исполняющих роль воздушных командных пунктов. Осознание исключительной важности этой задачи посетило высшие командные умы в 1980 году, после вынужденной посадки военно-транспортного самолета, у которого отказали два двигателя из четырех после встречи с пылевым облаком вулкана Святая Елена (штат Вашингтон).

О гражданском же населении пришлось задуматься после того, как получила широкую огласку авария британского «Боинга-747» с 247 пассажирами на борту. В ночь на 23 июня 1982 года он летел из Малайзии в Австралию. Вдруг один за другим заглохли все двигатели. Самолет стал падать, давление в кабине снижалось, пассажирам велели надеть кислородные маски.

– У нас тут маленькая проблема, – объявил пилот по системе внутреннего оповещения. – Все двигатели заглохли...

Три двигателя из четырех удалось запустить как раз вовремя, чтобы превратить свободное падение в вынужденную посадку.

После подобных аварий, когда на большой высоте двигатели глохли, а на малой снова заводились, специалисты провели «вивисекцию» поврежденных моторов и обнаружили необычное стекловидное «покрытие» на лопатках турбин. Выяснилось, что кремниевые частички вулканической пыли сначала расплавлялись в камере сгорания, а затем конденсировались в более холодной проточной части турбины. Расход воздуха резко падал, и двигатель «терял сознание» от недостатка кислорода. В более плотных слоях атмосферы двигатель вновь приходил в себя.

Выяснилось также, что ни наземная метеослужба, ни радары на борту самолета не в состоянии отличить клубы вулканической пыли от обычных облаков. Специалисты признали, что сегодня существует лишь единственный верный способ сделать это – непосредственно засечь извержение вулкана и проследить движение его выбросов в атмосфере. Тогда-то и появилась идея привлечь на помощь спутники...

После первых, не слишком успешных испытаний системы, во время которых и произошла авария с «Боингом», в конце 1989 года. Совет оповещения о вулканической деятельности при Управлении гражданской авиации приступил к регулярной работе. Он использует четыре метеоспутника, два из которых постоянно «висят» на геостационарной орбите (порядка 36 тыс. км над экватором), а два находятся гораздо ниже и перемещаются над земной поверхностью.

Кроме спутников, служба оповещения использует широкую сеть сбора информации, в которую сходятся сообщения с американских военных баз, исследовательских станций Американского геологического общества и Всемирной сети оповещения о событиях, имеющих научный интерес, при Смитсоновском институте в Вашингтоне.

В период одного из последних извержений Совет через каждые два часа передавал сообщения о траектории продвижения вулканических облаков и прогноз об их ожидаемой высоте и местоположении. Но один экипаж все же попал в такое облако. Впрочем, на этот раз все кончилось благополучно.

 

Источник информации:

«Техника – молодежи», №6, 1991.

Дата публикации:

27 февраля 1999 года

Электронная версия:

© НиТ. Препринт, 1997

В начало сайта | Книги | Статьи | Журналы | Нобелевские лауреаты | Издания НиТ | Подписка
Карта сайта | Cовместные проекты | Журнал «Сумбур» | Игумен Валериан | Техническая библиотека
© МОО «Наука и техника», 1997...2017
Об организацииАудиторияСвязаться с намиРазместить рекламуПравовая информация
Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика