Перейти в начало сайта Перейти в начало сайта
Электронная библиотека «Наука и техника»
n-t.ru: Наука и техника
Начало сайта / Препринт / История техники
Начало сайта / Препринт / История техники

Научные статьи

Физика звёзд

Физика микромира

Журналы

Природа

Наука и жизнь

Природа и люди

Техника – молодёжи

Нобелевские лауреаты

Премия по физике

Премия по химии

Премия по литературе

Премия по медицине

Премия по экономике

Премия мира

Книги

Биологически активные

Грюндеры и грюндерство

Механизм ответственной власти

Популярная информатика

Луи де Бройль. Революция в физике

Этюды о Вселенной

Издания НиТ

Батарейки и аккумуляторы

Охранные системы

Источники энергии

Свет и тепло

Научно-популярные статьи

Наука сегодня

Научные гипотезы

Теория относительности

История науки

Научные развлечения

Техника сегодня

История техники

Измерения в технике

Источники энергии

Наука и религия

Мир, в котором мы живём

Лит. творчество ученых

Человек и общество

Образование

Разное

Новое в области пишущих машин

И.П. Менделеев

Немного более 35 лет прошло с тех пор, как на Филадельфийской выставке 1876 года была показана миру, в качестве новой победы техники, первая пишущая машина Ремингтон №1, – а уже число выпущенных в употребление машин разных систем во всем мире близко к 4 000 000! Наибольшее количество их работает на родине пишущих машин – в Америке; но и у нас, в России, пишущая машина нашла широкое применение, и общее количество машин, имеющихся в России, исчисляется уже десятками тысяч.

Редакция «Природа и Люди» обратилась ко мне с предложением помещать в журнале заметки, касающиеся новинок в этой отрасли, к которой я имею близкое отношение уже в течение почти четверти века (с 1889 г.). Я с тем большим удовольствием принял это предложение, что в то время как на Западе существует целый ряд солидных журналов, посвященных делу пишущих машин, у нас в России нет еще ни одного подобного издания. Лица, работающие на машинах, волей-неволей остаются в неведении относительно того, что творится в этой области в других странах, и не всегда извлекают из машины всю ту пользу, которую она может дать.

Должен оговориться, что неполное использование пишущей машины для разнообразных целей зависит и от того, что мы, русские, мало обращаем внимания на изучение работы на машине, – изучаем ее бессистемно; поэтому у нас так мало людей, работающих на машине и быстро, и правильно. Между тем на Западе трудно теперь встретить лицо, работающее на машине, не применяя американский десятипальцевый «слепой» метод. Метод этот, заметим кстати, дал возможность мисс Вильсон в июле текущего года в Нью-Йорке на состязании в быстроте письма, устроенном Союзом Преподавателей Коммерческих наук, установить новый всемирный рекорд: она написала на машине Ундервуд в течении часа 7 219 слов (сделав при том всего 68 ошибок). Это составляет 115 слов, или 600...650 букв в минуту, – за вычетом по пяти слов за каждую ошибку.

Думаю, что для большинства читателей и половина такой скорости покажется чем-то недостижимым. Разумеется, мисс Вильсон – профессионалка, но на том же состязании из непрофессионалок мисс Фридман написала 107 слов в минуту, т.е. немногим отстала от чемпиона мира 1911 года по быстроте письма., профессионала Блайсделя (112 слов в минуту).

Для более наглядного представления, что такое «115 слов в минуту», обращаю внимание читателя на следующее: первые два абзаца этой статьи заключают почти 115 слов. Попробуйте их написать или хотя бы даже произнести в одну минуту!

Переходя теперь к описанию разнообразного применения пишущих машин, я прежде всего остановлюсь на применении этих машин в деле воздухоплавания.

Всем ясно то громадное значение, какое аэропланы имеют в деле разведок во время военных действий. Для этой цели пилота сопровождает наблюдатель, который и должен делать соответствующие отметки о своих наблюдениях. Подобные отметки заключаются не только в наброске плана расположения войск, местности и т.д. – приходится делать и записи своих наблюдений. Но писать во время полета на аэроплане далеко не всегда возможно и удобно.

Тут-то и пришла на помощь пишущая машина. И как вообще в деле воздухоплавания Франция стоит впереди всех, так и это применение сделано не на родине пишущих машин, Америке, а во Франции.

С этой целью на военный Блерио №21 была взята пишущая машина Ремингтон, снабженная спереди особым щитом, чтобы бумага, на которой пишут, была защищена от ветра при полете. Машина была взята с особо крупным шрифтом, чтобы во время письма было легче читать написанное. Первого марта этого года в гор. По авиатор Леблан в сопровождении Блерио отправился в свое первое воздушное путешествие с «Ремингтоном». Первый опыт удался прекрасно.

Для большего удобства можно брать с собою так называемую «дорожную» машину, например, американскую «Стандард-Фольдинг», весящую всего 6 фунтов. Надо надеяться, что в скором времени и наши русские авиаторы будут писать свои заоблачные заметки на машине. Пользование пишущей машиной на дирижабле требует еще менее приспособлений, чем при полетах на аэроплане. Словом, пишущая машина является уже не только необходимым инструментом при снаряжении полярных экспедиций, (ими пользовались Пири, Норденшильд и др.), но отвоевывает себе права гражданства и при путешествии по воздуху.

Другое, также весьма любопытное применение пишущих машин касается области тайнописи.

Кто из нас в юности не занимался составлением шифрованных азбук, чтобы переписываться на языке понятном лишь для пишущего и читающего? Многие и не подозревали в то время, что их забава играет немаловажную роль в повседневной жизни, и что шифрованным письмом пользуются ежедневно тысячи лиц.

Всем ясна трудность писания шифрованных писем, особенно при сложном шифре: приходится в большинстве случаев писать письмо сначала обычным путем, а потом делать, так сказать, перевод его на шифрованный язык. Подобная работа, не говоря уже о затратах времени, связана с опасностью, что оригинал, написанный обычным способом, попадет в чужие руки.

Но и здесь на помощь приходит пишущая машина; ею с недавнего времени начали пользоваться для этих целей, но пока далеко не в той мере, в какой, по моему мнению, ее можно использовать. На страницах одного специального американского журнала появилось недавно сообщение о том, что германский посол в Англии барон фон-Биберштейн имеет у себя пишущую машину со специальными знаками, которой и пользуется для конфиденциальных сообщений.

Журнал не сообщает, что за машина, и каковы «специальные знаки» немецкого дипломата, но нужно иметь в виду, что на любой машине вполне возможно писать на условном языке и не прибегая вовсе к изготовлению специальных знаков, дорого стоящих и требующих более внимания при чтении, чем письмо обыкновенными буквами.

Достигается это двояким способом. По первому способу более удобно переделать машину в шифрованную и, в случае надобности, снова в обыкновенную.

Дело в том, что на большинстве машин имеется так называемая «стандард-клавиатура», представляющаяся в следующем виде:

Легко понять, что стоит только на клавишах разместить обозначения других букв, чем те, которые существуют на машине, оставив без изменения «типы» на рычагах, чтобы, ударяя по клавишу с надписью А, отпечатывать на бумаге любую другую букву, цифру или знак. Для изменения шифра, хотя бы среди письма, придется лишь переставить эти надписи на клавишах в условленном с адресатом порядке, чтобы получить новый шифр. Очевидно, что при письме на подобной машин не приходится думать о том, какую букву нужно написать вместо А: она отпечатается сама, раз мы ударим по клавише с обозначением А.

Изменение же надписей делается очень просто. Нужно только иметь запасный комплект картонных знаков и разместить их на клавишах, прикрыв имеющимися в продаже специальными прозрачными целлулоидовыми колпачками.

Таков первый рекомендуемый мною способ. Но он имеет тот недостаток, что всякий раз меняется расположение знаков на клавиатуре, и потому пишущий не в состоянии писать так быстро, как пишет на обычной машине. Поэтому если машиной хотят пользоваться специально для шифрованной корреспонденции, то, оставляя без изменения надписи на клавишах, следует переместить самые «типы» на рычагах. Но подобную работу не всегда легко сделать самому: приходится поручать ее механику и, следовательно, посвящать в тайну своего шифра постороннее лицо. Особенно это неудобно, если желательно писать, так называемым, «сложным» шифром, т.е. написав строку или известное количество слов, заменять шифр другим. В таком случае удобнее воспользоваться машиной, имеющей отдельные съемные типовые рычаги, как напр., у машины Ундервуд. Но в виду того, что каждый рычаг на машине отличается от других своим изгибом – приходится для превращения этим способом машины в шифрованную сделать затрату на покупку запасных рычагов каждого сорта, с разнообразными буквами алфавита. При этих условиях пишущий может сам, не меняя надписей на клавиатуре, вынуть данный рычаг, напр., с буквой А и поставить на его место запасный рычаг с буквой Ц, так что при ударе по клавише с буквой А, будет отпечатываться Ц. В свою очередь на место рычага Ц ставится какой-либо другой, напр., с буквою Г, и таким образом достигается желаемая перетасовка всех знаков. Разумеется, это требует больше хлопот, но зато расположение знаков на клавиатуре остается без изменения и пишущий работает совершенно так же, как на машин с обыкновенной клавиатурой.

При шифрованном письме с помощью пишущей машины совершенно устраняется необходимость предварительного написания письма обыкновенным способом с последующим переводом на условный язык. Остается лишь труд по расшифровке письма. Но и он значительно облегчается, так как писанное на машине читается легче и устраняются всякие неясности, нередко бывающие при писании пером.

А раз облегчается ведение шифрованной корреспонденции, то и применение ее неизбежно должно расшириться. Можно будет широко применять шифрованную корреспонденцию и в коммерции. При предлагаемом способе лицо, стоящее во главе предприятия, легко может лично написать шифрованную телеграмму на машине.

 

Источник информации:

«Природа и Люди».
Иллюстрированный журнал науки, искусства и литературы. 1912, №49

Дата публикации:

26 мая 2000 года

Электронная версия:

© НиТ. Препринт, 1997

В начало сайта | Книги | Статьи | Журналы | Нобелевские лауреаты | Издания НиТ | Подписка
Карта сайта | Cовместные проекты | Журнал «Сумбур» | Игумен Валериан | Техническая библиотека
© МОО «Наука и техника», 1997...2017
Об организацииАудиторияСвязаться с намиРазместить рекламуПравовая информация
Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика