Перейти в начало сайта Перейти в начало сайта
Электронная библиотека «Наука и техника»
n-t.ru: Наука и техника
Начало сайта / Препринт / История техники
Начало сайта / Препринт / История техники

Научные статьи

Физика звёзд

Физика микромира

Журналы

Природа

Наука и жизнь

Природа и люди

Техника – молодёжи

Нобелевские лауреаты

Премия по физике

Премия по химии

Премия по литературе

Премия по медицине

Премия по экономике

Премия мира

Книги

Бермудский треугольник: мифы и реальность

Как люди научились летать

Обычное в необычном (Энциклопедия чудес. Книга первая)

Пионеры атомного века

Сын человеческий

Цепная реакция идей

Издания НиТ

Батарейки и аккумуляторы

Охранные системы

Источники энергии

Свет и тепло

Научно-популярные статьи

Наука сегодня

Научные гипотезы

Теория относительности

История науки

Научные развлечения

Техника сегодня

История техники

Измерения в технике

Источники энергии

Наука и религия

Мир, в котором мы живём

Лит. творчество ученых

Человек и общество

Образование

Разное

Всемирный Авиационный Конгресс 1999

Анисим Эстрин

С 19 по 21 октября в Сан-Франциско проходил очередной Всемирный Авиационный Конгресс и Выставка достижений авиационной техники. Организованы они были Американским Институтом Аэронавтики и Космонавтики (AIAA) и Обществом самодвижущихся средств транспорта (SAE). В организации и поддержке этого мероприятия приняли участие многие научно-исследовательские организации США как Национальное Управление Аэронавтики и Космонавтики (NASA), Академия Военно-Воздушных Сил США, Научно-исследовательская лаборатория Военно-Морских Сил США, многие гиганты авиационной и космической индустрии, например, Боинг и Локхид.

Доклады и сообщения проходили более чем в десяти различных секциях таких как аэродинамика, проектирование, производство, летные испытания, безопасность полетов, авиационное образование и др.

Наш корреспондент обратился к участнику Конгресса старшему научному сотруднику НАСА, доктору технических наук, профессору Александру Болонкину и попросил его поделиться впечатлениями об этом Всемирном Авиационном Форуме.

– Александр Александрович, что, по Вашему мнению, было интересного на этом Конгрессе?

– Интересного было много. Авиация и космонавтика сейчас развивается такими стремительными темпами, что за всем порой трудно следить даже специалистам. Исследования ведутся сразу по многим направлениям. Тут и гиперзвуковые скорости, проблемы вертикального взлета и посадки, новые поколения стартовых и космических ракет, исследование планет солнечной системы, поиски жизни на Марсе.

– Мне приходилось слышать, что Ваше изобретение «Фюзеляжный пропелер» («A High Efficiency Fuselage Propeller 'Fusefan' for Subsonic Aircraft», 1999-01-5569) вызвало у специалистов большой интерес. Не могли бы Вы рассказать, что оно собой представляет и какие дает преимущества.

– Это кольцо с лопастями, которое вращается вокруг фюзеляжа самолета. Такой пропеллер резко увеличивает рабочую площадь винта, повышает на 12...16 процентов его к.п.д. (уменьшает на 12...16 процентов расход топлива), увеличивает до 40 процентов стартовую тягу и на столько же сокращает длину разбега самолета, т.е. позволяет использовать большие самолеты на малых аэродромах. Имеется много и других преимуществ у такого винта, которые позволяют его использовать даже на сверхзвуковых скоростях. Исследование такого винта проведенное в НАСА и представлено на Конгресс.

– Как обстоят дела с летающим автомобилем?

– Разработки таких проектов продолжаются, поскольку это проблема весьма актуальна. Известно, каким незаменимым средством передвижения стал автомобиль в развитых демократических странах. В США находится в пользовании около 100 млн легковых машин, 9 млн автомашин выпускается ежегодно, 20% семей имеют по две и более автомашины. Считается нормально, если человек тратит на езду на работу 1 час в один конец. А это, учитывая высокоскоростные автомобильные дороги, где скорость превышает 100 км/час почти 100 км от дома. Кроме того, в выходные дни, а особенно в отпуск, американцы ездят отдыхать или развлекаться за сотни и тысячи километров.

Я уверен, что в XXI веке на смену земному автомобилю придет некий аэромобиль, который будет взлетать вертикально с Вашего дворика (или с крыши многоэтажного здания) и садится на площадку или крышу здания, где Вы работаете. Если сейчас Ваш дом может находиться в радиусе 50...70 км от места работы, то в XXI веке, учитывая скорость 300...350 км/час и то, что аэромобиль будет лететь по прямой линии, люди развитых стран смогут жить от места работы за 300...350 км в дачной местности, а в выходные и отпуск летать отдыхать и развлекаться в другие страны. Аэромобиль по своим габаритам не будет превышать размеры обычного автомобиля и сможет передвигаться и как обычный автомобиль по улицам городов.

– И Вы видели на Конгрессе такие проекты?

– К сожалению, все, что я видел там – непрактично. Одна часть авиационных специалистов зациклилась на самолете, к которому цепляется автомобиль (проект «Starcar»), другие на большом кольце диаметром 5...6 метров, в котором вращаются винты (проект «Skycar»). Более реальный проект у фирмы Боинг: два больших многолопастных вертолетных соосных винта на крыше автомобиля («Converticar»), Но куда деть громоздкие винты при движении автомобиля по улицам, инженеры не знают.

– Вы видите какой-нибудь выход из создавшегося тупика?

– Я предлагаю принципиально новую винтовую систему, которая позволяет автомобилю или самолету взлетать и садиться вертикально, длительное время с малым расходом топлива висеть на одном месте, складываться на земле в габаритах автомобиля, а если это самолет, то не создавать дополнительного сопротивления в полете на крыльях с любой хоть сверхзвуковой или гиперзвуковой скоростью. Такой винт может быть использован также при создании легкого заплечного вертолета для молодежи, спортсменов и солдатов, который будет упаковываться в обычный рюкзак и позволит им летать со скоростью 120...140 км/час на расстояние до 300...400 км. Хорош он и для летающего мотоцикла. Идея такого винта сейчас в стадии патентования и я пока не могу говорить о деталях. То же относится и к предлагаемой мною спасательной системе, позволяющей сохранить жизнь пассажиров не только при остановке двигателя, но и в случае поломки винта.

– Но неужели рядовые водители автомашин смогут все стать авиационными пилотами?

– Вождение летающего автомобиля в наш компьютерный век будет не сложнее вождения автомашины. Компьютер возьмет на себя все функции стабилизации, контроля, навигации, советов, анализа поломок, аварийных мероприятий и т.п. Вы только с помощью модернизированного автомобильного руля и педали будете задавать направление, высоту и скорость движения. Сейчас в Америке водят машину все: от старшеклассников до стариков. Массовая замена обычного автомобиля на аэромобиль может произойти только в том случае, если весь этот контингент без сложного обучения сможет водить и аэромобиль.

– Какие еще, на Ваш взгляд, важные проблемы рассматривались на Конгрессе?

– Например, значительное внимание было уделено беспилотным летательным аппаратам. В настоящее время самолеты, управляемые компьютерами могут самостоятельно взлетать, выполнять программу полета и садиться. Такие самолеты значительно дешевле в производстве и эксплуатации и полностью исключают риск для экипажа.

– Другое интересное направление – это создание гиперзвукового самолета. Недавно НАСА совместно с Российским НИИ авиационного моторостроения провели успешные испытания гиперзвукового водородного двигателя на фантастической скорости 6,5 Маха (около 2 км/сек или более 7000 км/час). А двигатель – это основа для создания любого самолета.

Фирма Боинг продолжает разрабатывать проект военно-транспортного бесхвостого самолета короткого взлета и посадки с поворотным крылом и четырьмя двигателями (проект «NOTAIL ATT») и совместно с НАСА изучает проект большого дальнего грузопассажирского самолета типа летающее крыло (проект «BWB-1-1»). Вообще было много и других интересных докладов, идей и проектов. Одновременно с Конгрессом проходила Выставка моделей новых проектов, новых материалов и технологий.

– Благодарю за интервью. Желаю вам успеха на пользу мировой науки.

 

Дата публикации:

15 марта 2002 года

Электронная версия:

© НиТ. Препринт, 1997

В начало сайта | Книги | Статьи | Журналы | Нобелевские лауреаты | Издания НиТ | Подписка
Карта сайта | Cовместные проекты | Журнал «Сумбур» | Игумен Валериан | Техническая библиотека
© МОО «Наука и техника», 1997...2017
Об организацииАудиторияСвязаться с намиРазместить рекламуПравовая информация
Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика