Перейти в начало сайта Перейти в начало сайта
Электронная библиотека «Наука и техника»
n-t.ru: Наука и техника
Начало сайта / Препринт / История техники
Начало сайта / Препринт / История техники

Научные статьи

Физика звёзд

Физика микромира

Журналы

Природа

Наука и жизнь

Природа и люди

Техника – молодёжи

Нобелевские лауреаты

Премия по физике

Премия по химии

Премия по литературе

Премия по медицине

Премия по экономике

Премия мира

Книги

Архимед

Как мы видим то, что видим

Магнит за три тысячелетия

Парадокс XX века

Луи де Бройль. Революция в физике

Часы. От гномона до атомных часов

Издания НиТ

Батарейки и аккумуляторы

Охранные системы

Источники энергии

Свет и тепло

Научно-популярные статьи

Наука сегодня

Научные гипотезы

Теория относительности

История науки

Научные развлечения

Техника сегодня

История техники

Измерения в технике

Источники энергии

Наука и религия

Мир, в котором мы живём

Лит. творчество ученых

Человек и общество

Образование

Разное

Всемирный Авиационный Конгресс 1999

Анисим Эстрин

С 19 по 21 октября в Сан-Франциско проходил очередной Всемирный Авиационный Конгресс и Выставка достижений авиационной техники. Организованы они были Американским Институтом Аэронавтики и Космонавтики (AIAA) и Обществом самодвижущихся средств транспорта (SAE). В организации и поддержке этого мероприятия приняли участие многие научно-исследовательские организации США как Национальное Управление Аэронавтики и Космонавтики (NASA), Академия Военно-Воздушных Сил США, Научно-исследовательская лаборатория Военно-Морских Сил США, многие гиганты авиационной и космической индустрии, например, Боинг и Локхид.

Доклады и сообщения проходили более чем в десяти различных секциях таких как аэродинамика, проектирование, производство, летные испытания, безопасность полетов, авиационное образование и др.

Наш корреспондент обратился к участнику Конгресса старшему научному сотруднику НАСА, доктору технических наук, профессору Александру Болонкину и попросил его поделиться впечатлениями об этом Всемирном Авиационном Форуме.

– Александр Александрович, что, по Вашему мнению, было интересного на этом Конгрессе?

– Интересного было много. Авиация и космонавтика сейчас развивается такими стремительными темпами, что за всем порой трудно следить даже специалистам. Исследования ведутся сразу по многим направлениям. Тут и гиперзвуковые скорости, проблемы вертикального взлета и посадки, новые поколения стартовых и космических ракет, исследование планет солнечной системы, поиски жизни на Марсе.

– Мне приходилось слышать, что Ваше изобретение «Фюзеляжный пропелер» («A High Efficiency Fuselage Propeller 'Fusefan' for Subsonic Aircraft», 1999-01-5569) вызвало у специалистов большой интерес. Не могли бы Вы рассказать, что оно собой представляет и какие дает преимущества.

– Это кольцо с лопастями, которое вращается вокруг фюзеляжа самолета. Такой пропеллер резко увеличивает рабочую площадь винта, повышает на 12...16 процентов его к.п.д. (уменьшает на 12...16 процентов расход топлива), увеличивает до 40 процентов стартовую тягу и на столько же сокращает длину разбега самолета, т.е. позволяет использовать большие самолеты на малых аэродромах. Имеется много и других преимуществ у такого винта, которые позволяют его использовать даже на сверхзвуковых скоростях. Исследование такого винта проведенное в НАСА и представлено на Конгресс.

– Как обстоят дела с летающим автомобилем?

– Разработки таких проектов продолжаются, поскольку это проблема весьма актуальна. Известно, каким незаменимым средством передвижения стал автомобиль в развитых демократических странах. В США находится в пользовании около 100 млн легковых машин, 9 млн автомашин выпускается ежегодно, 20% семей имеют по две и более автомашины. Считается нормально, если человек тратит на езду на работу 1 час в один конец. А это, учитывая высокоскоростные автомобильные дороги, где скорость превышает 100 км/час почти 100 км от дома. Кроме того, в выходные дни, а особенно в отпуск, американцы ездят отдыхать или развлекаться за сотни и тысячи километров.

Я уверен, что в XXI веке на смену земному автомобилю придет некий аэромобиль, который будет взлетать вертикально с Вашего дворика (или с крыши многоэтажного здания) и садится на площадку или крышу здания, где Вы работаете. Если сейчас Ваш дом может находиться в радиусе 50...70 км от места работы, то в XXI веке, учитывая скорость 300...350 км/час и то, что аэромобиль будет лететь по прямой линии, люди развитых стран смогут жить от места работы за 300...350 км в дачной местности, а в выходные и отпуск летать отдыхать и развлекаться в другие страны. Аэромобиль по своим габаритам не будет превышать размеры обычного автомобиля и сможет передвигаться и как обычный автомобиль по улицам городов.

– И Вы видели на Конгрессе такие проекты?

– К сожалению, все, что я видел там – непрактично. Одна часть авиационных специалистов зациклилась на самолете, к которому цепляется автомобиль (проект «Starcar»), другие на большом кольце диаметром 5...6 метров, в котором вращаются винты (проект «Skycar»). Более реальный проект у фирмы Боинг: два больших многолопастных вертолетных соосных винта на крыше автомобиля («Converticar»), Но куда деть громоздкие винты при движении автомобиля по улицам, инженеры не знают.

– Вы видите какой-нибудь выход из создавшегося тупика?

– Я предлагаю принципиально новую винтовую систему, которая позволяет автомобилю или самолету взлетать и садиться вертикально, длительное время с малым расходом топлива висеть на одном месте, складываться на земле в габаритах автомобиля, а если это самолет, то не создавать дополнительного сопротивления в полете на крыльях с любой хоть сверхзвуковой или гиперзвуковой скоростью. Такой винт может быть использован также при создании легкого заплечного вертолета для молодежи, спортсменов и солдатов, который будет упаковываться в обычный рюкзак и позволит им летать со скоростью 120...140 км/час на расстояние до 300...400 км. Хорош он и для летающего мотоцикла. Идея такого винта сейчас в стадии патентования и я пока не могу говорить о деталях. То же относится и к предлагаемой мною спасательной системе, позволяющей сохранить жизнь пассажиров не только при остановке двигателя, но и в случае поломки винта.

– Но неужели рядовые водители автомашин смогут все стать авиационными пилотами?

– Вождение летающего автомобиля в наш компьютерный век будет не сложнее вождения автомашины. Компьютер возьмет на себя все функции стабилизации, контроля, навигации, советов, анализа поломок, аварийных мероприятий и т.п. Вы только с помощью модернизированного автомобильного руля и педали будете задавать направление, высоту и скорость движения. Сейчас в Америке водят машину все: от старшеклассников до стариков. Массовая замена обычного автомобиля на аэромобиль может произойти только в том случае, если весь этот контингент без сложного обучения сможет водить и аэромобиль.

– Какие еще, на Ваш взгляд, важные проблемы рассматривались на Конгрессе?

– Например, значительное внимание было уделено беспилотным летательным аппаратам. В настоящее время самолеты, управляемые компьютерами могут самостоятельно взлетать, выполнять программу полета и садиться. Такие самолеты значительно дешевле в производстве и эксплуатации и полностью исключают риск для экипажа.

– Другое интересное направление – это создание гиперзвукового самолета. Недавно НАСА совместно с Российским НИИ авиационного моторостроения провели успешные испытания гиперзвукового водородного двигателя на фантастической скорости 6,5 Маха (около 2 км/сек или более 7000 км/час). А двигатель – это основа для создания любого самолета.

Фирма Боинг продолжает разрабатывать проект военно-транспортного бесхвостого самолета короткого взлета и посадки с поворотным крылом и четырьмя двигателями (проект «NOTAIL ATT») и совместно с НАСА изучает проект большого дальнего грузопассажирского самолета типа летающее крыло (проект «BWB-1-1»). Вообще было много и других интересных докладов, идей и проектов. Одновременно с Конгрессом проходила Выставка моделей новых проектов, новых материалов и технологий.

– Благодарю за интервью. Желаю вам успеха на пользу мировой науки.

 

Дата публикации:

15 марта 2002 года

Электронная версия:

© НиТ. Препринт, 1997

В начало сайта | Книги | Статьи | Журналы | Нобелевские лауреаты | Издания НиТ | Подписка
Карта сайта | Cовместные проекты | Журнал «Сумбур» | Игумен Валериан | Техническая библиотека
© МОО «Наука и техника», 1997...2017
Об организацииАудиторияСвязаться с намиРазместить рекламуПравовая информация
Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика