Перейти в начало сайта Перейти в начало сайта
Электронная библиотека «Наука и техника»
n-t.ru: Наука и техника
Начало сайта / Cтатьи / Человек и общество
Начало сайта / Cтатьи / Человек и общество

Научные статьи

Физика звёзд

Физика микромира

Журналы

Природа

Наука и жизнь

Природа и люди

Техника – молодёжи

Нобелевские лауреаты

Премия по физике

Премия по химии

Премия по литературе

Премия по медицине

Премия по экономике

Премия мира

Книги

Биологически активные

Как мы видим то, что видим

Квантовый мир

Популярная библиотека химических элементов

Ум хорошо...

Ученые – популяризаторы науки

Издания НиТ

Батарейки и аккумуляторы

Охранные системы

Источники энергии

Свет и тепло

Научно-популярные статьи

Наука сегодня

Научные гипотезы

Теория относительности

История науки

Научные развлечения

Техника сегодня

История техники

Измерения в технике

Источники энергии

Наука и религия

Мир, в котором мы живём

Лит. творчество ученых

Человек и общество

Образование

Разное

Индустрия азарта


Игорный бизнес в США

Два десятилетия назад азартные игры были разрешены лишь в двух штатах США, а в остальных 48-ми запрещены законом. Ныне ситуация изменилась на 180 градусов: в 48 штатах в той или иной форме азартные игры (карты, тотализатор, игровые автоматы и т.д.) разрешены, и лишь в двух штатах (Гавайи и Юта) азартные игры запрещены полностью.

В ряде штатов игорный бизнес научился обходить юридические препятствия. К примеру, законодательства штатов Иллинойс, Миссури, Луизиана и Айова запрещают играть в азартные игры на земле штата. Запрет был изящно обойден – в качестве казино стали использовать огромные баржи, формально находящиеся в воде, а не на земле.

Восемь из десяти американцев считают, что в казино нет ничего плохого, и их следует полностью легализовать. В 1998 году жители США потратили на ставки примерно 50 млрд долл. – больше, чем они потратили на покупку музыкальных записей, посещение кинотеатров, стадионов и парков отдыха.

Более 60% американцев в 2001 году играли на деньги. За двадцать лет ставки американцев выросли на 2 800% – с 17 млрд до 482 млрд долл. По данным 1996 года (подсчеты проведены профессором Нельсоном Роуз) 2,5 млн американцев обладают патологической страстью к игре. У 3 млн есть серьезные психологические проблемы в этом плане. Еще 15 млн человек находятся в «группе риска». Таким образом, примерно каждый десятый взрослый житель США находится в психологической зависимости от азартных игр. В результате исследования, проведенного университетом штата Иллинойс, стало известно, что более половины дохода казино и лотерей приносят люди с подобными психологическими проблемами.

Игорный бизнес приносит больше дохода, чем киноиндустрия, организация спортивных шоу, продажа музыкальных записей и билетов на морские круизы вместе взятые. В год казино США зарабатывают примерно 70 млрд долл. По данным Североамериканской ассоциации лотерей, в 2001 году было продано лотерейных билетов почти на 39 млрд долл. – то есть, в среднем, каждый американец, включая младенцев и глубоких стариков, потратил на покупку лотерейных билетов 157долл.

По данным Center for Responsive Politics, в 2001 году на лоббирование своих интересов игорный бизнес потратил более 7 млн долл., в 2000 году – более 11 млн долл. Индустрия азарта способна в кратчайшие сроки окупать инвестиции. К примеру, в 1978 году Атлантик-Сити стал вторым (после Лас-Вегаса) городом в США, где были разрешены казино. Стоимость строительства и запуска первого казино Resorts International составила чуть более 45 млн долл. Уже в 1996 году годовой оборот этого казино составлял почти 225 млн долл.

Индустрия азарта превратила Лас-Вегас, основанный мафией и построенный посредине пустыни, в наиболее быстро растущий город США. Индустрия игорных игр позволила невероятно развить гостиничный бизнес в Лас-Вегасе. Одним из крупнейших мировых туристических центров несколько десятилетий остается Нью-Йорк. Однако Нью-Йорк почти вдвое уступает Лас-Вегасу по числу гостиничных номеров. Общенациональный опрос, проведенный Ассоциацией туризма США, показал, что 38% американцев хотя бы раз побывали в Лас-Вегасе. В среднем, каждый посетитель столицы азартных игр США проводит в нем 4 дня. В 1996 году Лас-Вегас принял рекордное число гостей – 29,6 млн. Девять из десяти туристов играли в азартные игры. В среднем, каждый игрок провел в казино 4 часа и потратил на игру более 580 долл. В результате, штат Невада, на территории которого располагается Лас-Вегас, постоянно занимает 5...6 места среди штатов США, где туристы оставляют максимум денег*. Необходимо отметить, что в Неваде практически нет достопримечательностей, которые могут заинтересовать туристов. Индейские резервации получили право создавать казино в 1998 году. Уже в 2001 году индейцы заработали на любителях азартных игр 12,7 млрд долл. – их опережают лишь игорные дома Лас-Вегаса. Из 562 индейских племен, 201 устроили в резервациях казино.

* В США крупнейший выигрыш в лотерею был зафиксирован в 2001 году – 90 млн долл. Рекордный выигрыш в онлайн казино (июнь 2002 года) составил примерно 560 тыс. долл.

Однако в бочке меда есть большая ложка дегтя. В странах, где действуют казино, уровень преступности примерно на 8% выше, чем в странах, где азартные игры запрещены законом. После начала игорного бизнеса в Атлантик-Сити число преступлений в этом городе увеличилось вдвое. В районах, где открыты казино, совершается примерно на 80% больше преступлений, чем в среднем по стране. Если в целом по США уровень преступности в последние годы снижается, то в центрах игорного бизнеса преступность, наоборот, растет. Кроме того, казино не лучшим образом влияет на местный бизнес. В США прослеживается четкая закономерность: если в городе открываются игорные дома, то за этим следует массовое банкротство мелких бизнесов (кафе, ресторанов, магазинов, агентств недвижимости и т.д.). Штаты США, среди населения которых наиболее высок процент азартных игроков, лидируют по числу банкротств.

История азартных игр

Абсолютно все игры использовались для того, чтобы делать ставки и выигрывать. Даже невинные «крестики-нолики», изобретенные в Западной Европе примерно в XI веке, изначально были азартной игрой. Азартные игры стали неотъемлемой частью цивилизации и одним из наиболее распространенных человеческих пороков.

7 век до н.э. Обнаружены первые кубики с нанесенными цифрами. Возможно, они использовались для игры в кости.

5 век до н.э. В Греции впервые сформулированы правила тотализатора.

4 век до н.э. В Греции играют в игру, правила которой схожи с бильярдом. Первый бильярдный стол был создан во Франции в XV веке. Наиболее распространенная ныне бильярдная игра «снукер» была изобретена британскими офицерами в Индии в конце XIX века.

3 тыс. лет до н.э. Независимо друг дот друга игры возникают у различных цивилизаций. В Месопотамии (город Ур) играют «Королевскую игру Ура». В Египте появляется игра «Сенет».

2 300 год до н.э. Первое письменное упоминание об азартной игре – ставки на конских бегах. (Китай).

2 тыс. лет до. н.э. В Китае изобретают игру «Вей-Ци», которая стала популярной в мире под своим японским названием «Го» (в Японию она попала лишь через 2.5 тыс. лет). В Египте появляется игра «Волки и шакалы», правила которой напоминают популярную игру «Волк и овцы», в которую можно играть на шахматной доске.

1...4 тыс. лет до н.э. Предположительно в Египте изобретают игры «Моррис» и «Манкала». Моррис – первая стратегическая игра в истории человечества, ее поле и правила чем-то напоминают «Монополию». Манкала и ныне популярна в арабском мире.

1 век до н.э. В Риме устраиваются первые лотереи. В Китае начато использование лотерей для сбора средств в казну (на строительство Великой Китайской стены).

1 г. н.э. Римский император Клавдий играет в «Табулу» – ныне эта игра известна, как «Нарды».

4 век н.э. В Скандинавии изобретают «Хнефатафл». Возможно эта игра является прародителем или родственником ирландской игры «Тавлбрд» и французской «Фидчелл» (появились в Х веке). В Великобритании была обнаружена доска и фигурки для игры в Тавлбрд (чем-то напоминают известную игру «Солитер»). Точные правила игры неизвестны. Доказано, что эти игры были невероятно популярны у европейцев до появления шахмат, которые пришли в Европу примерно в XI веке.

7 в н.э. Первое упоминание о шахматах.

IХ в н.э. В Китае изобретают игру «Маджонг». Через Индию и Персию она попала в Европу, где превратилась в «Домино».

1283 год. Король Леона и Кастилии (ныне Испания) Альфонсо Х создает первую игорную энциклопедию «Книгу Игр», в которой описаны правил шахмат, нард, морриса и ныне забытой игры «Алькерке».

1371 год. В Испании изобретены карты. В Италии начато использование карт «Таро».

1480 год. Во Франции карты получают «рубашку» – одинаковый рисунок на внешней стороне. Изобретена карточная игра «Нодди» (ныне она известна, как «Криббедж»).

1500-е годы. Первое упоминание о шашках. Изобретена игра «Солитер» (в СССР она продавалась под названием «Тактика»).

1530 год. Во Флоренции появляются цифровые лотереи (каждый билет имел персональный номер, который определялся по жребию) с денежными призами.

1600 – е годы. Во Франции изобретена рулетка. Традиция называет «отцом рулетки» известного математика Блеза Паскаля, хотя существуют сведения, что рулетка ранее появилась в Китае или Индии.

1700-е годы. Во Франции появляется карточная игра «Блэк Джек» («Очко»). Современное домино появляется в Италии.

1800-е годы год. Изобретены бридж, вист (годы создания неизвестны) и покер (1836 год).

1850-е годы. В Европе появляются китайские шашки.

1861 год. В Монте-Карло открывается первое казино.

1896 год. В США созданы первые игровые автоматы с денежными выигрышами – «однорукие бандиты».

1900 год. Появление «Монополии». Первая версия продавалась под названием «Игра землевладельца».

1950 год. В Японии опубликованы правила игры «Отелло». В мире прижилось другое ее название «Реверси».

1997 год. В Интернете появляется первое онлайн-казино. Ныне в мире действуют примерно 1,8 тыс. интернет-казино, большинство из них базируется в государствах Карибского моря. По оценкам консалтинговой фирмы Bear, Stearns & Co, в 2002 году доход интернет-казино составит 3,5 млрд долл., а в 2003 году достигнет 4,2 млрд долл. Примерно 60% своего дохода виртуальные игорные дома получают за счет игроков, живущих в США – при этом на территории самих Соединенных Штатов азартные игры в сети запрещены.

 

Ранее опубликовано:

Индустрия азарта развивает города и уничтожает бизнесы. Washington ProFile, 2004.

См. также:

  1. Лаврус В.С. Азарт, вероятность, реклама. НиТ, 1999.
  2. Русская рулетка. Сумбур, 2001.
  3. Пушкин А.С. Пиковая дама. Сумбур, 2001.
  4. Лазарев С.Н. Казино. Сумбур, 2001.

Дата публикации:

30 сентября 2004 года

Электронная версия:

© НиТ. Cтатьи, 1997