Перейти в начало сайта Перейти в начало сайта
Электронная библиотека «Наука и техника»
n-t.ru: Наука и техника
Начало сайта / Совместные проекты / Intel
Начало сайта / Совместные проекты / Intel

Научные статьи

Физика звёзд

Физика микромира

Журналы

Природа

Наука и жизнь

Природа и люди

Техника – молодёжи

Нобелевские лауреаты

Премия по физике

Премия по химии

Премия по литературе

Премия по медицине

Премия по экономике

Премия мира

Книги

Биологически активные

Время, хранимое как драгоценность

Люди и биты. Информационный взрыв: что он несет

Пионеры атомного века

Смотри в корень!

Часы. От гномона до атомных часов

Издания НиТ

Батарейки и аккумуляторы

Охранные системы

Источники энергии

Свет и тепло

Научно-популярные статьи

Наука сегодня

Научные гипотезы

Теория относительности

История науки

Научные развлечения

Техника сегодня

История техники

Измерения в технике

Источники энергии

Наука и религия

Мир, в котором мы живём

Лит. творчество ученых

Человек и общество

Образование

Разное

Система управления крупнейшего в мире морского судна создана на базе процессоров Intel

Квин Мэри-2 берет курс на Англию

Покидая нью-йоркский порт, огромное морское судно огласило округу корабельным гудком, который можно было слышать в радиусе 18 с лишним километров. Принадлежащий компании «Кунард Лайн» лайнер «Квин Мэри-2» завершил в прошлом месяце свой первый трансатлантический рейс и отправился из гавани Нью-Йорка в обратный путь, в порт приписки города Саутгемптон (Великобритания).

Этот по всем габаритам «самый-самый»* в истории мореплавания пассажирский лайнер, что называется, под завязку набит процессорами Intel. В залах управления, в машинном отделении, в роскошных каютах – практически во всех уголках лайнера работают системы на базе процессоров Intel, которые обеспечивают судну великолепную маневренность, следят за работой критически важных систем и ведут автоматизированную обработку данных в торговых точках.

* Длина «Квин Мэри-2» лишь немного уступает длине четырех футбольных полей, а весит он более 150 тысяч тонн, т.е. больше, чем тысяча голубых китов.

Пассажиры могут наслаждаться элегантностью и высотой вестибюля Квин Мэри-2

Пассажиры могут наслаждаться элегантностью и высотой вестибюля «Квин Мэри-2».

Тем временем кое-кто из двух тысяч пассажиров отправился на верхнюю палубу, чтобы бросить прощальный взгляд на Нью-Йорк, вдохнуть соленый морской воздух и... посетить любимые сайты. Особое удовольствие пассажирам «Квин Мэри-2» доставляет пересылка друзьям по электронной почте посланий типа: «Я в Атлантическом океане, сижу у бассейна, пью коктейль...». Да-да: «Квин Мэри-2» – еще и плавающая точка беспроводного доступа в интернет.

«Мы охватили беспроводной связью три с половиной палубы нашего судна, – говорит Фрэнк Финч, руководитель глобальной службы технического обслуживания компании «Кунард Лайн». – Всего на борту лайнера – сорок две точки беспроводного доступа».

Лайнер «Квин Мэри-2» огромен и массивен, но благодаря вычислительной мощи процессоров Intel обладает прекрасной маневренностью. Фактически он обладает самой совершенной в техническом плане системой управления движением из всех, когда-либо созданных руками людей.

Капитан Рональд Уорвик на капитанском мостике Квин Мэри-2. Джойстик управления лайнером - у его правой руки

Капитан Рональд Уорвик на капитанском мостике «Квин Мэри-2». Джойстик управления лайнером – у его правой руки.

Управляется это гигантское судно с помощью джойстика на капитанском мостике. Небольшим движением руки можно легко изменить курс корабля или, благодаря спутниковой системе навигации и анемометрам, зафиксировать его относительно поверхности Земли.

«Компьютерная система на капитанском мостике работает под управлением ОС Windows NT 4.0 с предустановленным пакетом обновлений Service Pack 6 – прекрасно контролируемой версии ОС Microsoft. При этом, попав на капитанский мостик, вы увидите лишь несколько ПК», – говорит Финч. Эта система управляет и основными винтами, расположенными в задней части корабля, и вспомогательными винтами.

«То же самое вы обнаружите в отделении управления двигателями, – продолжает Финч. – Основу большинства систем корабля составляют стандартные ПК на базе процессоров Intel, работающие под управлением ОС Microsoft».

Для управления Квин Мэри-2 служат четыре винтовых комплекса

Для управления «Квин Мэри-2» служат четыре винтовых комплекса, каждый из которых весит более 250 тонн.

«Квин Мэри-2» приводится в движение четырьям мощнейшими электродвигателями Mermaid. Каждый из них управляется в удаленном режиме и может поворачиваться на 360 градусов, что дает возможность управлять судном с невероятной точностью при помощи джойстика. Использование моторов Mermaid позволило отказаться от гребного вала, проходящего через корпус лайнера, и за счет этого снизить уровень шума и вибрации. Вместе двигатели Mermaid составляют 85-мегаваттный комплекс мощностью в 157 тысяч лошадиных сил, который позволяет судну развивать скорость более 28 узлов (55,6 км в час).

«Всей техникой на борту лайнера, от винтовых комплексов до электрической и других систем, управляют ПК, – поясняет Фрэнк Финч. – Корабельная вычислительная сеть построена на основе сетевых технологий Cisco, серверов и рабочих станций Dell и решений IBM для торговых точек. Служебная вычислительная система судна включает 26 станций Dell на базе процессоров Intel Xeon. Мы используем системы, поддерживающие до двух и четырех процессоров. Вычислительные сети обрабатывают и данные, поступающие из беспроводной сети лайнера – сети Wi-Fi, реализация которой для пассажиров была предусмотрена едва ли не в самый последний момент».

Поначалу Финч и его группа разработчиков собирались объединить в беспроводную сеть только служебные корабельные системы, не предоставляя такой возможности пассажирам. «На некоторых палубах лайнера расположено большое число торговых точек, в которых работают системы, выполняющие биллинг и обработку счетов. В таких местах, чтобы избежать прокладки кабеля, мы использовали беспроводные технологии, – поясняет Финч. – Когда мы начали работать над этим проектом четыре года назад, технологию Wi-Fi никак нельзя было назвать распространенной. Потом мы решили предоставить эти услуги пассажирам, думая, что это будет инновационным решением. К моменту же спуска судна на воду технология Wi-Fi стала использоваться повсюду, даже в небольшом магазинчике».

Благодаря спутниковой технологии позиционирования и анемометрам Квин Мэри-2 может сохранять положение относительно поверхности Земли

Корпус лайнера – само воплощение незыблемости. Благодаря спутниковой технологии позиционирования и анемометрам «Квин Мэри-2» может сохранять положение относительно поверхности Земли.

Финч и его коллеги не включили каюты в зону действия беспроводного доступа лишь из-за огромных размеров лайнера: как-никак, у него 17 палуб, а высотой, измеряемой от ватерлинии, он с 23-этажное здание. К тому же планированием размещения точек беспроводного доступа на борту судна пришлось заниматься за три года до его создания.

«Так как план прокладки кабелей на лайнере составляется еще до того, как вырезается первый стальной фрагмент, мы должны были особенно тщательно продумать расположение точек беспроводного доступа, – поясняет Финч. – О свойствах же Wi-Fi в полностью стальной среде тогда приходилось во многом догадываться. На судне сигнал много раз отражается, поэтому, в принципе, передается довольно хорошо. Зато стальные переборки – непреодолимый барьер для сигнала. К сожалению, мы не могли опереться на науку в той степени, как нам хотелось бы. Поэтому наша работа по использованию технологии Wi-Fi во многом носила экспериментальный характер».

 

Дата публикации:

28 мая 2004 года

Электронная версия:

© НиТ. Совместные проекты, 1998