Перейти в начало сайта Перейти в начало сайта
Электронная библиотека «Наука и техника»
n-t.ru: Наука и техника
Начало сайта / Раритетные издания / Культура. Техника. Образование
Начало сайта / Раритетные издания / Культура. Техника. Образование

Научные статьи

Физика звёзд

Физика микромира

Журналы

Природа

Наука и жизнь

Природа и люди

Техника – молодёжи

Нобелевские лауреаты

Премия по физике

Премия по химии

Премия по литературе

Премия по медицине

Премия по экономике

Премия мира

Книги

Архимед

Как мы видим то, что видим

Генри Форд. Моя жизнь, мои достижения

Превращение элементов

Ум хорошо...

Химия вокруг нас

Издания НиТ

Батарейки и аккумуляторы

Охранные системы

Источники энергии

Свет и тепло

Научно-популярные статьи

Наука сегодня

Научные гипотезы

Теория относительности

История науки

Научные развлечения

Техника сегодня

История техники

Измерения в технике

Источники энергии

Наука и религия

Мир, в котором мы живём

Лит. творчество ученых

Человек и общество

Образование

Разное

Культура. Техника. Образование

Василий Шубин

Заключение

В среднем и высшем образовании имеют место две отрицательные тенденции: увеличение объема информации, что ведет к удлинению срока обучения, и многопредметность, что ведет к разрыву межпредметных связей и дублированию материала. Последнее не способствует образованию в сознании учащихся и студентов интегральной картины мира и провоцирует на узко-техническое мышление. К тому же учебный процесс до сих пор был, с одной стороны, политизирован, а с другой – перегружен специализированными предметами. В более широком плане, если брать историю педагогики, имеет место проявление двух тенденций в образовании – личностной и когнитивной.

Уже с ХV в. в европейских университетах начинается движение за внедрение в учебный процесс дисциплин, ориентирующихся на человеческие ценности. Однако бурное развитие естествознания, а затем и техники в Новое время подавило тенденцию на гуманитаризацию образования и привело к утверждению когнитивной, т.е. сциентистской линии в образовательной практике. Потребовалась ориентация на науку, т.е. целенаправленное использование научных знаний и методов, которые опредмечивались в новой технике и технологии. Но платой за данную ориентацию стало возникновение сциентистского стиля мышления в ущерб духовно-нравственной стороне образования, а точнее сказать – единая культура раскололась на гуманитарную и техническую, утратив былую тотальность. Личность сформировать может только личность, что настоятельно требует радикального улучшения системы непрерывного образования и особенно системы подготовки и переподготовки преподавательского корпуса школ и особенно технических университетов, на что обращается внимание и в Национальной программе образования. Альтернативы гуманитаризации высшего технического образования нет, ибо высшая школа, независимо от профиля вуза, обязана выпускать не просто специалистов для народного хозяйства, а личность для жизни в цивилизованном обществе.

В конце текущего века наступило осознание пределов роста индустриальной цивилизации. Ярче всего это видно в факте появления глобальных проблем. Начиная с деятельности «Римского клуба» и личной подвижной жизни А. Печчеи, представители современной глобалистики (Месерович, Пестель, Тоффлер и пр.) обосновали варианты возможного развития человечества на ближайшее время, каждый из которых ведет к гибели человечества, если не будут найдены альтернативы современной техногенной цивилизации.

Поиски данных, воистину спасительных альтернатив побудили философов, этнографов, культурологов, историков обратить более пристальное внимание на те цивилизации, которые развиваются в противовес техногенной и угнетены ею. Речь идет о ценностях родовой организации общественной жизни с мифологическим мировоззрением, которое выполняло охранную функцию по отношению к природе и было пронизано космическим мироощущением. Стали неожиданно актуальными учения древнекитайских даосов с принципом недеяния в противовес европейскому активизму, индуистско-буддийское учение об ахимсе (ненанисение вреда живому), христианская концепция человека как духовного существа, философия русского космизма (Федоров, Вернадский) с его представлением о человеке как космическом событии. Поэтому искания в лице таких современных мыслителей как Тойнби, Левй-Стросс, Мирч Элиде, Лосев, Фейерабенд, Башляр, Хейзинг и других, пытающихся осмыслить весь опыт духовного развития человечества, а не только трех последних столетий европейской цивилизации, подает надежды на положительные ответы на вопрос: «Чем и как заменить современную техногенную цивилизацию с ее агрессивной позицией по отношению к природе?» Но это означает и замену естественнонаучного и технического образования в его нынешней форме на другую, учитывающую человеческий и экологический императивы.

 

Источники информации:

I. Философия культуры

  1. Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры. Ростов-на-Дону, 1979.
  2. Межуев В.М. Культура и история. М., 1977.
  3. Ширшов И.Е. Диалектика культуры. Минск, 1980.
  4. Разум и культура. М., 1988.
  5. Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс. М., 1980.
  6. Философские проблемы культуры. Тбилиси, 1980.
  7. Кризис культуры или свет в конце тоннеля. Киев, 1994.
  8. Ларченко С.Г., Ермин С.Н. Межкультурные взаимодействия в историческом процессе. Новосибирск, 1991.
  9. Лотман Ю.М. Культура и время. М., «Гнозис», 1992.
  10. Культура, человек и картина мира. М., «Наука», 1987.
  11. Быстрицкий Е.К. Феномен личности: мировоззрение, культура, бытие. Киев, 1991.
  12. Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1990.
  13. Назаретян А.П. Агрессия, мораль и кризис в мировой культуре. М., 1996.
  14. Швейцер А. Культура и этика. М., «Прогресс», 1973.
  15. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки мифологии мировой истории. Т.1, М., «Мысль», 1993; Т.2, М., «Мысль», 1998.

II. Философия техники

  1. Мелещенко Ю.С. Техника и закономерности ее развития. Л., 1970.
  2. Товмасян С.С. Философские проблемы труда и техники. М., 1972.
  3. Титаренко Л.Г. технологический детерминизм: концепция, идеология, функции. М., 1981.
  4. Алехин В.А. Философские проблемы инженерно-технического труда. М., 1983.
  5. Тавризян Г.М. Техника. Культура. Человек. М., 1986.
  6. Половинкин В.И. Законы стороения и развития техники. Волгоград, 1985.
  7. Половкин А.И. Систематика закономерностей техники. Волгоград, 1987.
  8. Каменев А.Р. Технические системы: закономерности развития. Л., 1985.
  9. Бердяев Н.А. Человек-машина. // Вопросы философии, 1989, №2.
  10. Козлов Б.И. Возникновение и развитие технических наук. Л., Наука, 1988.
  11. Галеев Б.М. Человек, искусство, техника. Казань, 1987.
  12. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. // Вопросы философии, 1989, №3 (гл. IX: «Примитивизм и техника»).
  13. Мамыкин И.П. Техническое творчество. Минск, 1986.
  14. Половинкин И.А. Основы инженерного творчества. М., 1988.
  15. Теория методология и практика технического творчества. Рига, 1988.
  16. Международные проблемы научно-технического творчества. Рига, 1988.

III. История науки и техники

  1. Бернал Д. наука в истории общества. М., 1956.
  2. Богомолов А.Н. Теория механизмов и машин в историческом развитии идей. М., Наука, 1976.
  3. Вернадский В.И. Избранные труды по истории науки. М., Наука, 1981.
  4. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (Античность и средневековье) М., Наука, 1981.
  5. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII...XVIII века). М., Наука, 1981.
  6. Гарин-Михайловский Н.Г. Студенты. Инженеры. М., Правда, 1985.
  7. Гейзенберг В. Шаги за горизонт. М., Мысль, 1987.
  8. Гиндикин С.Г. Рассказы о физиках и математиках. М., Наука, 1981.
  9. Горохов В.Г. Методологический анализ научно-технической деятельности. М., Наука, 1984.
  10. Горохов В.Г. Знать, что делать. История инженерной профессии и ее роль в современной культуре. М., Знание, 1987.
  11. Дягилев Ф.М. Из истории физики и ее творцов. М., Просвещение, 1986.
  12. Козлов Б.И. Возникновение и развитие технических наук. Л., 1988.
  13. Кириллин В.А. Страницы истории науки и техники. М., Наука, 1986.
  14. Кудрявцев П.С. Курс истории физики. М., Просвещение, 1982.
  15. Кун Т. Структура научных революций. М., Прогресс, 1975.
  16. Новая технократическая волна на Западе. М., Мысль, 1986.
  17. Пашков Ф.Е., Шубин В.И. Выдающиеся творцы неклассической физики. Страницы истории. Днепропетровск, «Днипро», 1998.

IV. Философия образования

  1. Американский университет и его интеллектуальный потенциал. М., 1989.
  2. Образование и культура: история и современность. Томск, 1989.
  3. Старжинский В.П. Гуманизация инженерного образования. Минск, 1993.
  4. Философия педагогики. М., «Прогресс», 1976.
  5. Философия образования. М., 1996.
  6. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. М., 1998.
  7. Образование в конце XX века. // Вопросы философии, 1992, №3.
  8. Философия образования: состояние, проблемы, перспективы. // Вопросы философии, 1995, №11.
  9. Возняк В.С. Философско-педагогические размышления. // Философская и социологическая мысль, 1996, №7...8.
  10. Шевцов С.В. Философия образования: перекресток тысячелетий. // Весник Днепропетровского университета. Социология. Философия. Политология. Выпуск 3. Днепропетровск, ДДУ, 1998.
  11. Шубин В.И., Пашков Ф.Е. Гуманитарная реконструкция высшего технического образования. Днепропетровск, «Днипро», 1995.
  12. Пашков Ф.Е., Шубин В.И. Воспитание историей науки и техники. Днепропетровск, «Днипро», 1995.
  13. Пашков Ф.Е., Шубин В.И. Гуманизация и гуманитаризация высшего образования: мировоззренческие и методологические аспекты. Днепропетровск, «Днипро», 1996.

 

Оглавление

 

Дата публикации:

10 июня 2001 года

Электронная версия:

© НиТ. Раритетные издания, 1998

В начало сайта | Книги | Статьи | Журналы | Нобелевские лауреаты | Издания НиТ | Подписка
Карта сайта | Cовместные проекты | Журнал «Сумбур» | Игумен Валериан | Техническая библиотека
© МОО «Наука и техника», 1997...2017
Об организацииАудиторияСвязаться с намиРазместить рекламуПравовая информация
Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика