Перейти в начало сайта Перейти в начало сайта
Электронная библиотека «Наука и техника»
n-t.ru: Наука и техника
Начало сайта / Книги / Люди и биты. Информационный взрыв: что он несет
Начало сайта / Книги / Люди и биты. Информационный взрыв: что он несет

Научные статьи

Физика звёзд

Физика микромира

Журналы

Природа

Наука и жизнь

Природа и люди

Техника – молодёжи

Нобелевские лауреаты

Премия по физике

Премия по химии

Премия по литературе

Премия по медицине

Премия по экономике

Премия мира

Книги

В поисках «энергетической капсулы»

Грюндеры и грюндерство

Магнит за три тысячелетия

Популярная библиотека химических элементов

Среди запахов и звуков

Ученые – популяризаторы науки

Издания НиТ

Батарейки и аккумуляторы

Охранные системы

Источники энергии

Свет и тепло

Научно-популярные статьи

Наука сегодня

Научные гипотезы

Теория относительности

История науки

Научные развлечения

Техника сегодня

История техники

Измерения в технике

Источники энергии

Наука и религия

Мир, в котором мы живём

Лит. творчество ученых

Человек и общество

Образование

Разное

Люди и биты. Информационный взрыв: что он несет

Николай Тимофеевич Петрович

На пороге XXI века

Итак, читатель, мы вместе взглянули на длинный путь человечества с позиций информационного потока и средств его передачи, которые сопровождали этот путь.

Мысленно пробежим основные, можно сказать, революционные этапы этого пути. Это поможет лучше осознать наш нынешний информационный период и, главное, более ощутимо представить последующий этап.

Первые приемы общения были просто унаследованы нашими очень далекими предками (их иногда незаслуженно называют предлюди) несколько миллионов лет назад от животных – нечленораздельные звуки, мимика, жесты, прикосновения. Некоторыми мы пользуемся до сих пор. Но коллективный труд, который и создал человека, требовал более совершенных средств коммуникации.

В длительной и жестокой борьбе за существование и сформировались средства связи в тысячу раз более информативные – человек заговорил!

Появилась устная речь, позволившая управлять коллективными действиями, обмениваться опытом, творить предания, песни, сказки... Когда же это случилось? Специалисты считают, что становление речи у человека началось около 100 тысяч лет назад.

Длительное время единственным хранителем информации была память людей. Весь опыт, знания, вся духовная жизнь из поколения в поколение передавались устно.

Следующий революционный скачок – появление коллективной памяти у человечества. Устная речь обрела свою тень – письменную речь. Это странное на первый взгляд название дали ей лингвисты. Но вскоре войдут в жизнь автоматы, способные читать вслух с листа, и тогда, действительно, письменная речь заговорит и оправдает свое название.

Возможность записывать мысли позволила сделать их достоянием множества людей. Более того, письменная речь стала не фантастической, а истинной «машиной времени», которая мчит всю накопленную информацию в будущее, для всех последующих поколений. Отсюда и ее непрерывное суммирование, ее быстрый интегральный рост во времени. Найденные самые древние письмена, исполненные клинописью и иероглифами, сделаны 5...6 тысячелетий назад.

Эволюция снабдила человека двумя основными средствами коммуникации – звуковым и зрительным. Дальность их действия невелика. Расселения человека по планете и усложнение трудовой деятельности требовали передачи все более сложной информации, на все большие расстояния. В дело пошли костры, гигантские барабаны, пешие и конные гонцы, собаки, голуби...

Но подлинная революция в передаче сообщений связана с изобретением и широким внедрением электрического телеграфа, телефона, радио. Это привело к тому, что возник новый мощный путь поступления информации к человеку по всевозможным каналам связи.

К середине XX столетия темп накопления информации стал превышать возможности ее обработки человеком, а ее роль в жизни общества, в познании материи, в развитии техники становилась решающей.

Естественно встал вопрос: что же такое ИНФОРМАЦИЯ? Что это за столь важная категория?

Первый шаг в этом направлении сделала КИБЕРНЕТИКА. Она вскрыла удивительный факт, ошеломивший в свое время людей, – общность информационных процессов в машинах, в живых организмах, включая и вершину эволюции – ЧЕЛОВЕКА.

Выяснилась и единая роль этих вездесущих информационных процессов. Они нужны для УПРАВЛЕНИЯ машинами, организмами, сообществами. При этом все системы управления в своей основе используют простую схему. Управляющий блок посылает команды по прямой цепи, а по обратной цепи управляемый им блок сообщает о своем состоянии и о выполнении (или невыполнении) посланной команды. Обратная цепь образует так называемую обратную связь, без которой вообще немыслимо контролируемое управление. Второе условие надежного управления – неискаженная помехами передача сигналов по прямой и обратной цепям.

Далее оказалось, что информацию любой сложности можно предельно упростить, не внося искажений, представив ее в виде последовательности посылок типа ДА-НЕТ. За единицу информации и принята одна такая посылка. Она получила название «двоичная единица», или «бит», и стала универсальным мерилом информации.

Сигналы типы ДА-НЕТ обладают рядом ценнейших качеств. Они позволяют строить очень надежные передатчики и приемники, а главное, очень храбро сражаются с различными помехами. К ним легко на передаче приставить еще несколько избыточных ДА-НЕТ, «телохранителей», не несущих информации, но помогающих победить помехи. Используя такой метод, можно создать каналы связи, практически передающие информацию без ошибок.

Это оказалось очень важным при создании различных автоматических систем управления как на Земле, так и в космосе, при передаче данных ЭВМ и команд роботам различного типа, организации быстродействующих систем передачи информации, в том числе с. использованием ИСЗ и световодов.

На базе теории информации, успехов в освоении космоса, прогресса астрономии и особенно радиоастрономии начато исследование проблемы информационного контакта с внеземными цивилизациями. Ведется поиск сигналов из других миров. Увы, пока они не обнаружены. Посланы лишь наши первые «А-уу!» в просторы Галактики.

Это тоже знаменует этап в развитии нашей цивилизации. Как отмечалось в решении международной конференции по этой проблеме в Бюрокане, она уже-созрела для такого информационного контакта.

Различные гипотезы, объясняющие «молчание» звезд, мы подробно разбирали. Большинство ученых твердо стоят на позициях неуникальности нашей цивилизации, считают необходимым продолжать поиск и верят. в успех.

Нельзя обойти молчанием одно из величайших открытий в области информации. Это разгадка наследственного кода и разгадка той предельной компактной и предельно надежной системы связи, с помощью которой уже миллиарды лет передается эстафета жизни от родителей к детям в мире живой материи нашей планеты.

Считалось, что цивилизацию, образно говоря, держат на своих плечах два атланта. Имя им – ЭНЕРГИЯ и ВЕЩЕСТВО. Чем больше их потребляют, тем выше развитие. Оказалось, что атлантов вовсе не два, а три. Третий атлант не есть вещество и не есть энергия, это ИНФОРМАЦИЯ. Он в равной степени, а может, и в большей, чем два первых, определяет уровень развития цивилизации.

Стало также ясно, что нарастающий во времени поток информации неизбежен. Без этого невозможно существование человечества. Может меняться лишь закон этого нарастания – экспоненциальный, квадратичный, линейный...

Что касается сущности информации, то она – лишь отражение того разнообразия, которое существует в окружающем нас мире. Если бы этого разнообразия не было, например, всю Вселенную заполняло единое однородное вещество, то никакой информации не существовало бы. С этих позиций даже неживая материя передает информацию, сообщает о своем разнообразии, хотя не в состоянии ее осознавать и воспринимать. На это способны лишь живые организмы и созданные человеком различные приемники информации.

Устную и письменную речь человека тоже можно оценивать с позиций разнообразия. Чем богаче словарный запас у него, чем полнее он им пользуется, тем больше информации несет одно и то же количество сказанных или написанных им слов.

Так как окружающий нас мир бесконечно разнообразен, то и отражающая его разнообразие информация тоже бесконечна. Надежды некоторых футурологов на затухание потока новой информации, по мере развития цивилизации, беспочвенны.

Последний скачок в принципиальном улучшении коммуникаций связан с проникновением человека в космос и успехами в передаче изображений. Установка ретрансляторов на ИСЗ позволила почти по всей планете осуществить не только телеграфную и телефонную связь, но и телевизионную.

Почти в каждый дом пришло чудо-зеркало, на котором можно увидеть события, происходящие в любом месте земного шара получить политическую и экономическую информацию, насладиться кино, театром, концертом.

Все это привело к еще более сложному взаимодействию разных источников информации, и сегодня они уже образуют гигантский интегральный поток информации, составляющий миллионы бит в секунду.

Человек зачастую уже не может с ними совладать. Невозможно найти быстро нужную статью. Невозможно быстро установить – новая идея тебя осенила или она уже давно известна. Не известно, как угнаться за всеми новинками по своей специальности. Не известно, как выбрать для чтения самое интересное для себя из тысяч и тысяч непрерывно поступающих публикаций. Не известно...

Эта «невозможность» и «неизвестность» уже дают себя знать. Наблюдается заметная трата времени и сил на повторные разработки, изобретения, исследования, на поиск нужной информации. Нередки «информстрессы» и потеря творческого потенциала, повышенная усталость и информационная апатия.

Кроме того, сегодня люди фактически используют лишь небольшую часть созданного ими же информпотока, лишь несколько процентов от общего вала. Значит, не только огромные силы и средства тратятся впустую, но и создается заметный информационный хаос. Вместе с тем стало ясно, что информация – это ресурс, не менее важный, чем энергия и природные богатства, влияющий на всю человеческую деятельность: как материальную, так и интеллектуальную.

В Японии это не только хорошо осознали в последние годы, но и начали попытку завладеть этим ресурсом в широких масштабах. Логика такая: если. информация есть ценный ресурс, то им можно торговать, обменивать на природные ресурсы, на продовольствие, что позволит возместить нехватку и того и другого в стране и попутно решить многие социальные задачи, стоящие перед страной.

Но для этого надо развивать индустрию по добыче, накоплению и обработке информации так, чтобы владеть передовыми в мире технологиями производства, системами автоматического управления и проектирования, методами построения интеллектуальных роботов и другими.

Надежды в решении этой задачи возлагаются на разработку ЭВМ пятого поколения – сверхбыстродействующих и высокоинтеллектуальных компьютеров и на их основе организации общенациональной информационной сети. Использование надежных быстродействующих систем связи в этой сети позволит объединить локальные компьютеры с сетью и обеспечит доступ любому потребителю.

По замыслу авторов, сверхкомпьютер будет моделировать многие «человеческие» качества (построение логических доказательств, принятие решения в сложных ситуациях, выбор релевантных запросу данных из хранилищ большого объема), а от пользователя не будет требоваться профессиональных знаний.

Первый доклад Комитета по созданию таких компьютеров уже опубликован. В предисловии к его переводу академик Е. Велихов замечает, что создание ЭВМ пятого поколения может заметно улучшить позиции в международной торговле, особенно в области компьютеров и передовых технологий, но захватить лидерство в информационном обеспечении значительной части мирового хозяйства, а тем более решить социальные вопросы, стоящие перед Японией, вряд ли удастся.

Если машины пятого поколения, разработка которых идет во всех развитых странах, – это надежда и перспектива 90-х годов, то сегодня реальный скачок в научно-техническом прогрессе связывают с индивидуальным или персональным компьютером, скромно называемым ПК.

Компьютеры первого и второго поколения могли решать задачу только одного потребителя. Остальные жаждущие воспользоваться этим чудом науки и техники должны были ждать в обычной живой очереди, как за любым дефицитом.

Затем был разработан и внедрен многопрограммный режим работы ЭВМ. Это позволило одновременно загружать в машину несколько программ, и обрабатывались они одновременно. Это улучшило загрузку, но пользователям приходилось ждать свои результаты, пока не будут просчитаны все загруженные задачи.

Следующий шаг был сделан при применении в машинах системы разделения времени. Любопытно, что это очень древняя идея. Вспомним, например, сеанс одновременной игры в шахматы, когда гроссмейстер уделяет каждому игроку небольшое время и при этом почти всегда выигрывает.

Второй пример – это различные системы передачи информации с разделением каналов во времени. Каждому абоненту канал связи представляется периодически, но на очень короткое время. Если коммутатор достаточно быстро пробегает всех абонентов, то потери информации у каждого абонента не происходит и, более того, он не замечает, что используется система разделения времени.

То же самое происходит в ЭВМ при разделении времени. К ЭВМ подключаются десятки и сотни дисплеев, за которыми работают пользователи. При большом быстродействии машина успевает по очереди просчитывать кусочки задач всех пользователей, выделяя каждому периодически квант времени. Делается это настолько быстро, что пользователь не замечает, что одновременно решается и ряд других задач (полная аналогия с абонентами в системе связи). Поначалу, у пользователя создается впечатление, что он монопольно владеет ресурсами машины. Но вскоре эта иллюзия проходит: нужно заказывать машинное время и платить немалые деньги за пользование центральным процессором, часто не хватает памяти, ибо она расходуется одновременно на много программ...

Вот почему потребители с большим энтузиазмом набросились на персональные компьютеры, появившиеся в конце 70-х годов. Что такое ПК? Это настольная машина, по размерам не больше телевизора, но содержащая микро-ЭВМ, постоянную и оперативную память, экран – дисплей, гибкий магнитный диск, иногда печатающее устройство.

Есть и более портативные варианты, вмещающиеся в портфель. А как же быть с дисплеем? Его может заменить домашний телевизор, к которому подключается портативный ПК.

Возможности ПК конкурируют с возможностями машин третьего поколения: оперативная память до одного мегабайта, быстродействие миллиона операций в секунду.

Имея такую ЭВМ, пользователь может полностью распоряжаться всеми ее немалыми возможностями, а дешевизна делает ее доступной очень широким слоям населения, в том числе школьникам.

В СССР уже начат выпуск персональных ЭВМ «АГАТ» с цветным дисплеем.

Перспективную модель ПК «ИРИША» разработали сотрудники института проблем управления и Московского университета. «ИРИША» проста в изготовлении, дешева, легко подключается к бытовым телевизорам и кассетным магнитофонам. В машине есть обучающая программа, которая очень поможет при ее освоении, построенная на игровых принципах. В захватывающей игре можно легко освоить язык общения с «ИРИШЕЙ». Не случайно, что сейчас играми на ЭВМ увлекаются многие, от академиков до школьников.

Персональный компьютер можно рассматривать как индивидуальную приставку к мозгу человека, как первый шаг к искусственному интеллекту, как прообраз симбиоза «человек плюс интеллектуальная электроника», как прообраз киборга, давно придуманного фантастами.

Дальнейшее совершенствование ПК позволит подключать их в сети больших ЭВМ и решать в том числе задачи поиска информации.

Основные направления экономического и социального развития СССР на 1986...1990 годы и на период до 2000 года предусматривают массовый выпуск персональных компьютеров.

Развернувшаяся по всей планете в последние десятилетия научно-техническая революция удваивает наши знания во многих областях в течение нескольких лет, а сопровождающий их поток информации увеличивается за это же время в 10 и более раз. Футурологи разных стран оценивают дальнейшее увеличение общего выброса информвулкана к 2000 году в 30 раз!

Это уже тревожный, даже аварийный сигнал. Если и дальше игнорировать это клокотание вулкана, то в конце концов могут оправдаться самые мрачные прогнозы – потеря коммуникации внутри цивилизации, информационный хаос.

Ситуация очень похожа на уже возникший на планете экологический кризис. Человек, не думая об ограниченных возможностях земной природы, варварски пользовался ее дарами: рубил деревья, убивал животных, засорял воду и воздух... И вдруг прозрел. Увидел, что рубит сук, на котором сам сидит.

Чтобы избежать извержения информвулкана, избежать, образно говоря, ужасов «Последнего дня Помпеи» и облегчить взаимодействие людей с информацией, уже сегодня: надо что-то предпринимать.

Необходимо в первую очередь помочь человеку ориентироваться в огромном потоке сведений, помочь быстро находить нужное. Кардинальный путь здесь лежит в совместной работе человека и электронных поисковых систем.

Если возникновение речи и изобретение письма знаменовали первые две революции в коммуникации между людьми, то сейчас мы стоим на пороге третьей революции. Она связана с вторжением в нашу жизнь ЭВМ. Например, современные системы обработки текстов на ЭВМ позволяют полностью автоматизировать канцелярский труд, исключив бумажные носители текста. Совершенствование и массовое внедрение электронных систем обработки и поиска информации резко повысят использование информации в народном хозяйстве, дадут экономию времени людям и значительно уменьшат их информнагрузку. В ближайшем будущем массивы данных в памяти ЭВМ придут на смену многим другим видам памяти и хранения информации.

Конечно, и вулкан нельзя пускать на самотек. Ниоткуда не следует, что успешное развитие земной цивилизации требует постоянного экспоненциального роста информации. В кратер вулкана нужно вводить «огнестойкую заслонку» и тем закрыть путь всему бесполезному. А полезное надо компактно концентрировать. Как уже говорилось, нередко устная речь на собраниях, конференциях, заседаниях – сплошное «растекание мысли по древу».

Итак, какую же тактику и стратегию принять человеку в связи с грозным информвулканом? Ясно, что отмахнуться от него, не замечать, работать по старинке уже нельзя. Обновление знаний идет столь быстро, что человек всю жизнь должен овладевать новой информацией, должен учиться. Если он прекратит этот процесс даже на короткое время, то безнадежно отстанет, деквалифицируется, перестане! быть достойным представителем своего времени.

Каждому надо выработать новое отношение к информации: доброе, внимательное, бережное – к ценной, нетерпимое – к бесполезной. Последнюю можно назвать даже вредной, ибо она поглощает время и силы. Использовать известные рациональные методы работы с информацией. Очень важно четко организовать свой личный информационный массив и непрерывно его пополнять и очищать. Работу с информацией должна пронизывать четко поставленная цель. Только она дает хороший ориентир, силы и вдохновение для концентрации внимания, для углубленной работы.

Неизбежное нарастание информпотока требует освоения каждым человеком все большего и большего объема информации. Вместе с тем наш мозг по скорости восприятия ее веками топчется на месте: два-три слова в секунду. Значит, надо изыскивать дополнительное время для освоения информации. Одновременно с новым отношением к информации каждому необходимо вырабатывать и новое отношение ко времени, к драгоценной, не такой уж длинной нити нашей жизни.

Не должно быть «отходов времени», не должно быть ситуации, когда надо любым способом «убить» время. Всякое время должно быть использовано с хорошим кпд.

Каждому надо разобраться, куда убегают эти кажущиеся утром очень длинными 16 часов, свободных от сна. Для этого надо вести учет расхода времени куда более бережно, чем, например, своего денежного бюджета. Ведь это золото самой высокой пробы. Учетная ведомость сразу укажет «гангстеров», похищающих время.

Далее, необходимо тренировать наш мозг. Оказалось, что он не так уж консервативен. За пару месяцев занятий можно научиться читать литературу в несколько раз быстрей. И при этом, как ни парадоксально, усвоение информации не падает, а возрастает!

Можно заметно улучшить память с помощью несложных упражнений. Появился ряд методов ускоренного обучения.

Конечно, обитателям третьего тысячелетия будет легче. Массовое применение получат локальные и даже глобальные информационно-справочные системы, использующие сверхбыстродействующие ЭВМ, сверхширокополосные спутниковые и световодные системы связи. Информационные узлы и на работе и дома позволят легко запрашивать любую информацию и тут же получать ее в компактном виде на экране. Они же позволят подключаться к обучающим ЭВМ и с помощью такого индивидуального педагога осваивать новую область знаний.

Все это создаст новые резервы времени и сил для освоения нарастающего потока информации. Кроме того, к тому времени люди в союзе с ЭВМ научатся разумно управлять заслонкой в кратере вулкана и регулировать поток бит, обрушивающийся на них.

Но это там, за сверкающим перевалом «2000 год», к которому мы неумолимо приближаемся, а пока необходимо каждому выработать и применять в своей жизни новое, диктуемое вулканом, отношение к информации, к своему и чужому времени.

Особенно это актуально сейчас, когда в стране начата реализация грандиозной программы ускорения научно-технического прогресса, программы быстрой реконструкции промышленности и сельского хозяйства страны на основе последних достижений науки и техники.

Следовательно, каждый из нас должен на своем участке работы знать эту информацию о последних достижениях. И не только знать, но и внедрять ее творчески в практику, рационально используя каждую минуту своего рабочего времени.

 

Оглавление

 

Дата публикации:

4 августа 2001 года

Электронная версия:

© НиТ. Раритетные издания, 1998

В начало сайта | Книги | Статьи | Журналы | Нобелевские лауреаты | Издания НиТ | Подписка
Карта сайта | Cовместные проекты | Журнал «Сумбур» | Игумен Валериан | Техническая библиотека
© МОО «Наука и техника», 1997...2017
Об организацииАудиторияСвязаться с намиРазместить рекламуПравовая информация
Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика