Перейти в начало сайта Перейти в начало сайта
Электронная библиотека «Наука и техника»
n-t.ru: Наука и техника
Начало сайта / Книги / Люди и биты. Информационный взрыв: что он несет
Начало сайта / Книги / Люди и биты. Информационный взрыв: что он несет

Научные статьи

Физика звёзд

Физика микромира

Журналы

Природа

Наука и жизнь

Природа и люди

Техника – молодёжи

Нобелевские лауреаты

Премия по физике

Премия по химии

Премия по литературе

Премия по медицине

Премия по экономике

Премия мира

Книги

В поисках «энергетической капсулы»

Доктор занимательных наук

Магнит за три тысячелетия

Популярная библиотека химических элементов

Луи де Бройль. Революция в физике

Химия вокруг нас

Издания НиТ

Батарейки и аккумуляторы

Охранные системы

Источники энергии

Свет и тепло

Научно-популярные статьи

Наука сегодня

Научные гипотезы

Теория относительности

История науки

Научные развлечения

Техника сегодня

История техники

Измерения в технике

Источники энергии

Наука и религия

Мир, в котором мы живём

Лит. творчество ученых

Человек и общество

Образование

Разное

Люди и биты. Информационный взрыв: что он несет

Николай Тимофеевич Петрович

Вулкан уже пылает

Что делать с Великим Консерватором?

Как мы уже знаем, наш мозг имеет колоссальные возможности для накопления и обработки информации. Но использованию их препятствует малая скорость ввода информации.

Несмотря на колоссальное убыстрение темпа жизни, гигантское увеличение потока необходимой для полноценной работы и жизни человека информации эта скорость практически остается неизменной. Пока заметной адаптации не происходит. В этом смысле мы и назвали мозг человека Великим Консерватором.

Тут вспоминается драматическая ситуация из научно-фантастического романа Ф. Хойла «Черное облако». Огромное непрозрачное облако вторглось в Солнечную систему и преградило путь солнечным лучам к нашей планете. Это было гигантское единое живое существа. Облако начало передавать по радио сигналы на Землю. Единственный землянин, который разгадал их код, пытался пенять эту информацию. Но скорость передачи настолько превосходила человеческие возможности, что он ее не выдерживает и погибает.

Главные ворота, через которые информация окружающего мира врывается в сознание человека, это, конечно, глаза. Даже двигаясь ночью по темным улицам, мы наблюдаем луну и звезды, вспышки света над городом и таинственные замки, в которые полутемнота превращает обыкновенные дома.

С тех пор как люди изобрели книгопечатание, книга стала главным хранителем опыта, мыслей, знаний человечества и одновременно главным источником информации для человека.

Понаблюдаем, как читают люди, например, в вагоне метро или троллейбусе.

Вот один шевелит губами и даже шепчет. Он проговаривает и даже слышит читаемое слово. Это так называемая внутренняя артикуляция. Многочисленные замеры показывают, что это самый медленный способ чтения. Тут скорость около ста слов в минуту или одно-два слова в секунду. Ясно, что он сохранился со школьной скамьи: из букв составляют слоги, из слогов – слова, из слов – предложения.

Другой пассажир очень сосредоточен на тексте, совсем не отрывает глаз от него, быстро пробегает страницу за страницей, губы не шепчут. Ясно, что он читает куда быстрее первого.

Следовательно, Великий Консерватор может работать по-разному. Более того, серией упражнений и тренировок можно обучить его читать в несколько раз быстрее. Такой темп освоения печатного текста известен под разными названиями: «скорочтение», «быстрое чтение», «динамическое чтение».

– В чем же их суть? За счет чего увеличивается скорость?

– Во-первых, надо приучить себя к чтению только глазами и полностью подавить участие речедвигательного и слухового аппаратов (ухо, язык, нёбо, губы).

. Во-вторых, надо расширить поле зрения при фиксированном положении головы. При отсутствии тренировки читатель воспринимает при одной фиксации только несколько букв или одно слово, то есть делает много фиксаций на строку. Несложной тренировкой число фиксаций на. строку можно уменьшить до двух-трех.

В-третьих, сосредоточенное, целенаправленное чтение с полным отказом от регрессии, то есть возврата к уже прочитанным фразам.

– Что такое целенаправленное чтение?

– Это умение найти главное в читаемом тексте, отделить его от второстепенного, быстро пробегать уже известное или избыточное, не несущее информации. Ведь нередко эта избыточность текста доходит до 70...80 процентов.

Наконец, овладение скорочтением предусматривает улучшение внимания к читаемому тексту и его запоминанию.

Если все эти элементы просуммировать, то и получим качественно новый метод: читаются не буквы, слоги и слова, а целые группы слов, словосочетаний, то есть читающий как бы сразу скользит по мыслям автора. Процесс скорочтения можно сравнить с восприятием пейзажа из окна быстро мчащегося поезда.

В лаборатории динамического чтения при педагогическом институте города Новокузнецка был проведен опыт обучения 1500 читателей разных категорий. Срок обучения два месяца. Всего восемь практических занятий по два часа и обязательные ежедневные самостоятельные тренировки по 2 часа (30 минут упражнения, 1,5 часа чтения).

Средняя скорость чтения, измеренная до обучения, составила 201 слово в минуту. Средняя скорость после обучения составила 438 слов в минуту. То есть скорость чтения возросла в 2 с лишним раза.

– Но ведь чтение не самоцель. Главное – усвоение. Оно, вероятно, снижается с повышением скорости?

– Как ни странно, но усвоение прочитанного тоже растет. У тех же 1500 обучаемых читателей контролировался и процент усвоения. Его среднее значение до обучения составляло 52 процента, а по завершении курса – 68 процентов.

– Как же это объяснить? Толика времени, уделяемая каждому слову и каждой фразе, уменьшается, на возврат к уже прочитанному наложено табу, а запоминание растет?

– При обычном медленном чтении человек зачастую не отдает себя целиком этому процессу. Некоторые даже приучили себя, читая, слушать радио, смотреть телевизор, наблюдать в окно улицу. Быстрое чтение невозможно при таком отвлечении. Тут требуется полное отключение от всяких внешних помех и от всяких своих мыслей, не связанных с текстом. Обучение скорочтению и приучает к этому. Такая концентрация внимания ведет к повышенному усвоению.

– Не влияет ли скорочтение отрицательно на здоровье? И в первую очередь на зрение?

– Массовые эксперименты по обучению не обнаружили ни одного случая жалоб на повышение утомляемости или ухудшение зрения. Наоборот, часть овладевших этим спринтом утверждает, что утомляемость стала меньше.

– А как быть с художественной литературой? Не потеряет ли этот спринтер в своем беге часть красоты и глубины рисуемых образов?

– В первую очередь быстро читать рекомендуется газеты, журналы, обзоры, научную и им подобную литературу. Овладевшие тайнами бега по страницам высказывают мнение, что скорость до 600 слов в минуту не наносит ущерба эстетическому восприятию художественной литературы. Однако многие не разделяют этого мнения.

– Кто же изобрел скорочтение, и почему ему не учат в школе?

– Изобретателя уже не найти. Но известны люди, которые поразительно быстро читали и обучались этому сами. О. Бальзак прочитывал роман в 200 страниц за 30 минут. А. Пушкин буквально «проглатывал» книги. М. Горький (тратил на страницу несколько секунд и все усваивал. Стремительно читал В.И. Ленин. Бонч-Бруевич так это описывает! «Когда он читал, то создавалось впечатление, что он не прочитывает строку за строкой, а смотрит страницу за страницей и быстро все усваивает поразительно глубоко и точно; через некоторое время он цитировал на память отдельные фразы и абзацы, как будто он долго и специально изучал только что прочитанное».

Наша школа, к сожалению, еще не приобщает к методу. Пока есть несколько отдельных лабораторий и инициативных групп. В США скорочтением овладевают несмены, политики, журналисты, администраторы. В сотнях городов имеются платные курсы. Они уже успешно применяют и к чтению свою любимую пословицу «время – деньги».

– Может ли овладеть скорочтением человек забывчивый, с плохой памятью?

– Несомненно. Сам процесс освоения этого метода уже тренирует, улучшает память. Кроме того, серией других упражнений ее можно заметно улучшить.

– Например, при заучивании слов греческого или латинского языка? – Когда-то действительно считали, что заучивание бессвязных слов улучшает память. Сейчас этот, тезис отвергнут. Более того, главным стимулом для запоминания считается ясная и четкая формулировка цели. Надо дать себе ответ на вопрос: чего я хочу достигнуть, воспринимая данную информацию? Ясность цели, то есть конечного результата, позволяет выделять и схватывать главное, нужное и не запоминать лишнее, третьестепенное. Не читать с одинаковым: интересом все попавшееся под руку, а каждый раз определять цель работы, которой загружается наш почти неутомимый мозг.

Мы не можем; остановиться на методиках тренировки памяти. Желающие найдут их а литературе. Упражняясь, можно научиться концентрировать свое внимание подобно лупе, собирающей лучи; в одну точку. Повысить свою способность запоминать и забывать. Последнее, как доказывают психологи, тоже очень важно. Можно научиться делать доклады свободно, не становясь рабом заготовленного текста, только по составленной цепочке опор, занимающих одну страничку.

Я недавно присутствовал на психологических опытах С., который, заставлял творить чудеса своего Великого Консерватора.

Всем известен однотомник – Советский энциклопедический словарь а 1600 страниц, неоднократно переиздававшийся. Раскрывал этот словарь на случайной странице (повторяю – на любой странице!), мы предлагали С. демонстрировать свои необыкновенные способности: он не только называл имена великих людей, помещенные на этой странице, но и сообщал краткие сведения о них...

Далее, с длиннющими числами он оперировал не хуже ЭВМ – запоминал, перемножал, извлекал корни... Присутствующие с карманными ЭВМ едва успевали за ним решать предложенные задачи.

Было бы ошибкой думать, что все это умение – просто «дар природы» и не составляет труда для С. Я тщательно следил за его глазами, лицом, движениями. Видно было, что все эти действия требовали колоссального умственного и физического напряжения, сосредоточения на задаче и подхлестывания своего Консерватора. Временами для этого С. использовал даже массаж верхней части головы. Мы знали, за всем этим стояли годы напряженной, целенаправленной тренировки, подтверждающей древнюю мудрость – функция творит орган. То есть упражнениями, тренировкой любого органа человека, любой его системы, включая мозг, можно достичь поразительных результатов.

– А нельзя ли улучшить память без упражнений? Одно время много писали о каких-то «пилюлях памяти». Есть они?

– Мечта о таких пилюлях очень древняя. Но допустим, что они есть. Человек помнит абсолютно все, что он видит, слышит, читает. В этой гигантской копилке, вероятно, не скоро найдешь то, что нужно. Воздействие некоторых химических веществ на умственную деятельность человека, включая память, бесспорна. Кто не замечал, что даже чашечка ароматного натурального кофе активизирует умственную деятельность, пробуждает забытое, рождает новые образы?

Поиски «пилюль памяти» ведутся во многих странах, но пока безуспешно. Есть некоторые интересные опыты на животных. Так, инъекции РНК золотым рыбкам и крысам повышали их обучаемость. Но ведь человек не...

В связи с надеждами на помощь химических веществ для усиления умственной деятельности человека вспоминаю научно-фантастическую новеллу В. Бахнова «Рассказ человека, который был гением». Мне нравится и ее остроумие, и взгляд на проблему. Инженер много лет работал над своим изобретением в области автоматики, которое казалось ему очень ценным. Основой всего была лишь придуманная им общая идея. Пути же практической реализации идеи постоянно ускользали от него. Приятель изобретателя участвовал в разработке таблеток озарина, которые делают человека гением ровно на пять минут. Он с большим трудом достает одну таблетку, чтобы помочь изобретателю.

Далее цитирую автора:

«Озарин оказался действительно волшебным средством. В тот же день я довел до конца многолетнюю работу, увидел то, что никто не замечал раньше, и великие истины открылись мне...

Уже в первую минуту действия озарина я увидел, что мое изобретение не стоит ломаного гроша и ничего не меняет в современной. автоматике.

Во вторую минуту я с гениальной ясностью увидел, до чего я бездарен.

Три оставшиеся минуты я вдохновенно писал заявление на имя директора нашего НИИ. Я просил разрешения прекратить работу над изобретением. Все говорили потом, что заявление было написано гениально... »

– Я где-то читал, что есть надежда на непосредственное введение информации в память человека, минуя глаза и уши.

– Действительно такую идею, например, проповедует профессор Б. Шарлоуз (США). Он считает, что принципиально такая возможность есть. Настанет якобы золотое время, когда достаточно будет погрузить голову в селектор, и электрические импульсы по заказу будут переносить информацию из книг или памяти компьютера в сознание человека.

Думаю, что для серьезного обсуждения этой гипотезы еще не наступило время. Эту дискуссию придется отложить до тех пор, когда человек сумеет построить действующую модель своего мозга.

Вместе с тем есть и основания для надежд. Ведь эксперименты показали, что раздражение определенных участков мозга электрическими импульсами позволяет восстановить в памяти то, что давным-давно забыто и, казалось бы, навсегда. Например, увидеть то, что вы наблюдали, когда только учились ходить. Это значит, что мозг хранит у себя куда больше информации, чем нам кажется, чем мы можем вспомнить и использовать.

Упомянутый эксперимент, по существу, первый шаг по управлению мозгом электрическими импульсами. Но до решения проблемы далеко. Есть еще один не используемый резерв. Можно увеличить время ввода информации почти в 2 раза.

– За счет отказа от пустых разговоров, от телефона, от телевизора... Применение системы А. Любищева?

– Нет. Эти резервы мы уже обсуждали. Речь идет о большем. Ведь человек одну треть жизни существует почти с выключенным сознанием, он спит.

– Вы имеете в виду гипнопедию? Но ведь она пока не дала заметных результатов.

– Нет. Речь идет об отказе вообще от сна. Ведь время от времени рождаются люди, которые вообще не спят и нормально живут. Может быть, сон лишь просто привычка, связанная с вращением нашей планеты? Такая гипотеза не раз выдвигалась. С этих позиций очень интересен метод использования времени, применявшийся нашим выдающимся физиологом академиком Л. Штерн. Она работала круглосуточно, но через каждые несколько часов делала небольшие паузы для еды и сна. Ее выдающиеся работы, удостоенные Государственной премии, говорят об эффективности метода в данном эксперименте.

 

На пороге XXI века

Оглавление

 

Дата публикации:

4 августа 2001 года

Электронная версия:

© НиТ. Раритетные издания, 1998

В начало сайта | Книги | Статьи | Журналы | Нобелевские лауреаты | Издания НиТ | Подписка
Карта сайта | Cовместные проекты | Журнал «Сумбур» | Игумен Валериан | Техническая библиотека
© МОО «Наука и техника», 1997...2017
Об организацииАудиторияСвязаться с намиРазместить рекламуПравовая информация
Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика