Перейти в начало сайта Перейти в начало сайта
Электронная библиотека «Наука и техника»
n-t.ru: Наука и техника
Начало сайта / Книги / Люди и биты. Информационный взрыв: что он несет
Начало сайта / Книги / Люди и биты. Информационный взрыв: что он несет

Научные статьи

Физика звёзд

Физика микромира

Журналы

Природа

Наука и жизнь

Природа и люди

Техника – молодёжи

Нобелевские лауреаты

Премия по физике

Премия по химии

Премия по литературе

Премия по медицине

Премия по экономике

Премия мира

Книги

Во главе двух академий

Доктор занимательных наук

Механизм ответственной власти

Популярная информатика

Среди запахов и звуков

Этюды о Вселенной

Издания НиТ

Батарейки и аккумуляторы

Охранные системы

Источники энергии

Свет и тепло

Научно-популярные статьи

Наука сегодня

Научные гипотезы

Теория относительности

История науки

Научные развлечения

Техника сегодня

История техники

Измерения в технике

Источники энергии

Наука и религия

Мир, в котором мы живём

Лит. творчество ученых

Человек и общество

Образование

Разное

Люди и биты. Информационный взрыв: что он несет

Николай Тимофеевич Петрович

Информативный сон Миклухо-Маклая

Зал быстро наполнялся. Было много желающих услышать лекцию с сенсационным названием «В огненном пекле вулкана». Когда я вышел на сцену, публика еще шумела, скрипела стульями. Но вот наступила почти тишина. Оторвав глаза от кратких тезисов, я увидел сотни любопытных взглядов. В них читались вопросы, не имевшие, к сожалению, отношения к теме лекции: кто эти смельчаки, рискнувшие спуститься в огнедышащий вулкан? Роботы или люди? Какие скафандры их защитили? За что цепляли трос – за вертолет, скалу? Был ли в пекле сам лектор?

Мелькнула мысль – как бы не погасить этот витавший в зале дух романтики и приключений, переключить его на истинную тему – на другой, условный вулкан, может быть, более грозный, чем все наши природные вулканы, вместе взятые.

Начал я так:

– Все знают, что извержение вулкана есть одно из самых грозных явлений природы. Могучая сила выбрасывает из кратера увесистые каменные бомбы, газы, тонны песка и пепла, потоки огненной лавы, сжигающей все на своем пути. Правда, все эти беды территориально ограничены, локальны. С некоторого расстояния или на экране телевизора извержение вулкана может казаться лишь захватывающим зрелищем, фантастическим огненным фонтаном. Но на планете есть один не локальный, а глобальный вулкан. От него некуда скрыться, некуда бежать. Этот вулкан уже дымит. Слышен его гул. Летят камни и пепел, и вот-вот может начаться извержение.

Парадокс состоит в том, что люди не только сами сотворили этот вулкан, но миллионы их и сегодня окружают его гигантский конус и продолжают неустанно нагнетать в него огненную магму. Из его кратера в тысячах и миллионах различных упаковок выбрасываются информационные сгустки и бомбы: газеты и журналы, книги и бюллетени, рефераты и диссертации, рекламы и проекты, радио- и телевизионные передачи, кинофильмы и театральные пьесы, грамм-пластинки и магнитофонные ленты, доклады и лекции.

Те, кто ждал рассказа о захватывающих приключениях смельчаков при спуске в огненный кратер вулкана, стали покидать зал. Большинство все же осталось.

Я продолжал:

– Мировой информационный поток катастрофически нарастает. Этот рост подчинен экспоненциальному закону: прямая пропорциональность между величиной потока и скоростью его нарастания. Чем больше поток, тем быстрее он нарастает, а чем быстрее он нарастает, тем еще стремительнее увеличивается и сам поток, и скорость его нарастания. Беда состоит еще и в том, что и сам поток, и его скорость нарастания уже сегодня настолько велики, что зачастую с ними уже не совладать.

Давайте мысленно поставим эксперимент. Избавим инженера или, скажем, научного работника от всех житейских забот и исключим все отвлекающие от работы факторы. Предоставим в его распоряжение все, что издается по его специальности в мире, и будем к этому добавлять новое по мере выхода в свет. Поставим перед ним задачу – освоение всех этих материалов. Пусть он работает с утра до вечера, отказавшись от собственного творчества.

Увы, ему не угнаться за этим потоком. Он сможет освоить лишь небольшую его часть. К сожалению, только в баснях и сказках муха иногда проглатывает слона.

Если наблюдаемый сегодня экспоненциальный рост не замедлится, а сохранится таким же до 2000 года, то, по прогнозам, общий выброс информационного вулкана должен возрасти не в два-три раза, а в 30 раз!

Вдумайтесь в эту цифру. Например, вместо пяти журналов, издаваемых по вашей специальности в мире, их может оказаться к концу тысячелетия несколько десятков!

Может быть, наш мозг, адаптируясь к этим нагромождениям информации, уже начал или скоро начнет работать быстрей? К великому сожалению, нет. Он и не думает поспешать за этим нарастающим потоком. Увы, скорость восприятия информации человеком стоит веками почти на месте.

Только несколько слов в секунду! В этом смысле у нас есть все основания назвать наш мозг Великим Консерватором. Но ведь он одновременно и Великий Новатор, Великий Открыватель нового. Ведь все, что мы знаем и умеем, вся бесчисленная информация, накопленная человечеством, – плоды ума обитателей планеты.

Возникшая диспропорция, как бы гигантские раскрытые ножницы, на одном конце которых – быстрорастущий поток информации, а на другом – скромные, застывшие возможности человека по восприятию информации, уже привела к большой потере информации, к ее обесцениванию, к тысячам повторных разработок и изобретений, к головным болям, к стрессам. А если начнется извержение в полную силу, то могут нарушиться даже коммуникации внутри цивилизации...

Мужчина в светлом костюме, сидевший во втором ряду, вскочил и хриплым голосом спросил:

– Что же делать?

– Надо искать выход. Главная надежда на дружеский союз человека с ЭВМ. Ведь их «мозг» может обрабатывать не несколько слов в секунду, как человеческий мозг, а сотни тысяч, даже миллионы слов в секунду, и, самое главное, он все время совершенствуется. Ведь всего за четыре поколения ЭВМ скорость обработки ими информации и объем их памяти увеличились в тысячи и миллионы раз. И это далеко не предел. Они же помогут управлять огнестойкой заслонкой – фильтром в кратере. Пора закрыть путь повторам, компиляциям, всякой пустой информационной породе, пеплу, шлакам...

Хриплый голос снова меня перебил:

– А нельзя ли расшевелить Великого Консерватора?

– Можно. Первые шаги уже делаются: скорочтение, гипнопедия, ускоренное обучение, тренировка памяти, новые методы работы с информацией... Но коренное решение проблемы – это все же внешние приставки к Консерватору в виде карманных, домашних и других ЭВМ, которые по широкополосным каналам связи, включая спутниковые, смогут легко подключаться к источникам информации, к банкам данных, к библиотекам, к вычислительным центрам.

– А мы успеем со всем этим до извержения, до потери коммуникации?

– На помощь должна прийти, действующая в нашем обществе регуляция! ускоряющая и замедляющая обратная связь. Она много раз спасала человечество от разных бед.

Чем ярче будет факел вулкана, тем активней пойдут процессы регуляции и адаптации. Ужасов «Последнего дня Помпеи», которыми пугают некоторые западные футурологи, не должно быть! Вот несколько исторических примеров...

Но генератор вопросов не унимался!

– Почему же процессы регуляции не предотвратили начавшийся экологический кризис на планете?

– Одна из причин – человек считал нашу природу сверхмогучим великаном, если хотите, Гулливером, которого только забавляют царапины и уколы, наносимые лилипутами, ибо они и безболезненны и тут же скоро сами заживают.

Но когда человек осознал, что лесной покров планеты резко уменьшается, что загрязнение атмосферы и водоемов становится опасным, что исчезают многие виды растительного и животного мира, то понял свою ошибку.

Теперь в срочном порядке принимаются меры по уменьшению наносимого урона природе, хотя бы частичному восстановлению былого состояния. Особенно много делается в социалистических странах. Таким образом, запаздывание регуляции привело к большим и порой даже невосполнимый потерям.

Очень хотелось бы, чтобы аналогичная ситуация не повторилась и с информационным взрывом. Потери, как мы уже видели, есть. Но они будут во сто крат больше, если не принять мер. Вот почему уже сегодня надо не отмахиваться от проблемы «информационного взрыва» – надо ее решать. Надо активно стимулировать процесс регуляции...

В конце лекции, отвечая на многочисленные устные и письменные вопросы, я все время не упускал из виду фигуру во втором ряду. Многие вопросы лежали за пределами обсуждаемой темы. По мере сил я пытался на них ответить. Наконец, последняя записка: «Если тем или иным способом случится контакт земного разума с разумом внеземной цивилизации, то есть ли шанс понять друг друга, обменяться хотя бы минимальной информацией?»

– Я не сомневаюсь, что два разума, хотя и сформировавшихся в разных условиях и прошедших разные пути эволюции, опознают друг в друге мыслящих существ и сумеют обменяться некоторой информацией. Мне кажется, что эксперимент, проведенный Н. Миклухо-Маклаем еще в прошлом веке, блестяще это подтверждает. Выйдя один на незнакомый берег в Новой Гвинее, он вдали заметил вооруженную копьями группу папуасов. Как сообщить им, что он пришел с миром, с добром? Недолго думая, Николай Николаевич улегся на землю и изобразил спящего. Самое удивительное, как записано в его дневниках, что он действительно заснул. Когда он проснулся и открыл глаза, то увидел, что на него с любопытством и улыбкой смотрят окружившие его неведомые ему люди. Контакт был установлен, первая информация принята.

Фигуру в светлом костюме я догнал у выхода и начал атаку:

– Хочу с вами познакомиться. Ведь я же пошел читать эту лекцию в надежде встретить вот такого любознательного, не принимающего ничего на веру, острого на вопросы коллегу. Он мне очень нужен.

– Зачем?

– Я пишу книжку про этот самый угрожающий вулкан и хотел бы иметь...

– Соавтора? Я абсолютно не гожусь. Я тот самый инженер Дон-Кихот, пытающийся овладеть всей информацией в своей узкой области.

– Нет. Мне нужен не соавтор, а оппонент. Читать уже написанные разделы, ставить свои вопросы, спорить с автором.

– То есть осуществлять обратную связь по цепи «Читатель – Автор»?

– Именно так. На лекциях всегда есть студенты, оживляющие, вдохновляющие и даже загоняющие в угол лектора своими вопросами. Работается хорошо, когда есть обратный канал связи. Соглашайтесь.

– В таком случае, первый вопрос: нужно ли увеличивать вулкан еще на одну книжку? Он и так уже на грани извержения.

– Но ведь эта книжка о самом вулкане. Как его обуздать, как не обгореть и не задохнуться сегодня в потоках его лавы, в дыму, грудах пепла?

– Пожалуй. А я пойму ваше сочинение?

– Несомненно. Книжка пишется для широкого читателя.

– Схема работы привлекает. Можно попробовать. А наши диалоги войдут в книгу?

– Конечно, если они будут интересны читателю.

– Но я хотел бы фигурировать инкогнито.

– Вас устроит почетное звание «Оппонент»?

– Вполне.

Так было положено начало нашей совместной работе.

 

Что такое биты и что они несут?

Оглавление

 

Дата публикации:

4 августа 2001 года

Электронная версия:

© НиТ. Раритетные издания, 1998

В начало сайта | Книги | Статьи | Журналы | Нобелевские лауреаты | Издания НиТ | Подписка
Карта сайта | Cовместные проекты | Журнал «Сумбур» | Игумен Валериан | Техническая библиотека
© МОО «Наука и техника», 1997...2017
Об организацииАудиторияСвязаться с намиРазместить рекламуПравовая информация
Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика