Перейти в начало сайта Перейти в начало сайта
Электронная библиотека «Наука и техника»
n-t.ru: Наука и техника
Начало сайта / Книги / Люди и биты. Информационный взрыв: что он несет
Начало сайта / Книги / Люди и биты. Информационный взрыв: что он несет

Научные статьи

Физика звёзд

Физика микромира

Журналы

Природа

Наука и жизнь

Природа и люди

Техника – молодёжи

Нобелевские лауреаты

Премия по физике

Премия по химии

Премия по литературе

Премия по медицине

Премия по экономике

Премия мира

Книги

Архимед

Грюндеры и грюндерство

Магнит за три тысячелетия

Превращение элементов

Среди запахов и звуков

Цепная реакция идей

Издания НиТ

Батарейки и аккумуляторы

Охранные системы

Источники энергии

Свет и тепло

Научно-популярные статьи

Наука сегодня

Научные гипотезы

Теория относительности

История науки

Научные развлечения

Техника сегодня

История техники

Измерения в технике

Источники энергии

Наука и религия

Мир, в котором мы живём

Лит. творчество ученых

Человек и общество

Образование

Разное

Люди и биты. Информационный взрыв: что он несет

Николай Тимофеевич Петрович

Информативный сон Миклухо-Маклая

Зал быстро наполнялся. Было много желающих услышать лекцию с сенсационным названием «В огненном пекле вулкана». Когда я вышел на сцену, публика еще шумела, скрипела стульями. Но вот наступила почти тишина. Оторвав глаза от кратких тезисов, я увидел сотни любопытных взглядов. В них читались вопросы, не имевшие, к сожалению, отношения к теме лекции: кто эти смельчаки, рискнувшие спуститься в огнедышащий вулкан? Роботы или люди? Какие скафандры их защитили? За что цепляли трос – за вертолет, скалу? Был ли в пекле сам лектор?

Мелькнула мысль – как бы не погасить этот витавший в зале дух романтики и приключений, переключить его на истинную тему – на другой, условный вулкан, может быть, более грозный, чем все наши природные вулканы, вместе взятые.

Начал я так:

– Все знают, что извержение вулкана есть одно из самых грозных явлений природы. Могучая сила выбрасывает из кратера увесистые каменные бомбы, газы, тонны песка и пепла, потоки огненной лавы, сжигающей все на своем пути. Правда, все эти беды территориально ограничены, локальны. С некоторого расстояния или на экране телевизора извержение вулкана может казаться лишь захватывающим зрелищем, фантастическим огненным фонтаном. Но на планете есть один не локальный, а глобальный вулкан. От него некуда скрыться, некуда бежать. Этот вулкан уже дымит. Слышен его гул. Летят камни и пепел, и вот-вот может начаться извержение.

Парадокс состоит в том, что люди не только сами сотворили этот вулкан, но миллионы их и сегодня окружают его гигантский конус и продолжают неустанно нагнетать в него огненную магму. Из его кратера в тысячах и миллионах различных упаковок выбрасываются информационные сгустки и бомбы: газеты и журналы, книги и бюллетени, рефераты и диссертации, рекламы и проекты, радио- и телевизионные передачи, кинофильмы и театральные пьесы, грамм-пластинки и магнитофонные ленты, доклады и лекции.

Те, кто ждал рассказа о захватывающих приключениях смельчаков при спуске в огненный кратер вулкана, стали покидать зал. Большинство все же осталось.

Я продолжал:

– Мировой информационный поток катастрофически нарастает. Этот рост подчинен экспоненциальному закону: прямая пропорциональность между величиной потока и скоростью его нарастания. Чем больше поток, тем быстрее он нарастает, а чем быстрее он нарастает, тем еще стремительнее увеличивается и сам поток, и скорость его нарастания. Беда состоит еще и в том, что и сам поток, и его скорость нарастания уже сегодня настолько велики, что зачастую с ними уже не совладать.

Давайте мысленно поставим эксперимент. Избавим инженера или, скажем, научного работника от всех житейских забот и исключим все отвлекающие от работы факторы. Предоставим в его распоряжение все, что издается по его специальности в мире, и будем к этому добавлять новое по мере выхода в свет. Поставим перед ним задачу – освоение всех этих материалов. Пусть он работает с утра до вечера, отказавшись от собственного творчества.

Увы, ему не угнаться за этим потоком. Он сможет освоить лишь небольшую его часть. К сожалению, только в баснях и сказках муха иногда проглатывает слона.

Если наблюдаемый сегодня экспоненциальный рост не замедлится, а сохранится таким же до 2000 года, то, по прогнозам, общий выброс информационного вулкана должен возрасти не в два-три раза, а в 30 раз!

Вдумайтесь в эту цифру. Например, вместо пяти журналов, издаваемых по вашей специальности в мире, их может оказаться к концу тысячелетия несколько десятков!

Может быть, наш мозг, адаптируясь к этим нагромождениям информации, уже начал или скоро начнет работать быстрей? К великому сожалению, нет. Он и не думает поспешать за этим нарастающим потоком. Увы, скорость восприятия информации человеком стоит веками почти на месте.

Только несколько слов в секунду! В этом смысле у нас есть все основания назвать наш мозг Великим Консерватором. Но ведь он одновременно и Великий Новатор, Великий Открыватель нового. Ведь все, что мы знаем и умеем, вся бесчисленная информация, накопленная человечеством, – плоды ума обитателей планеты.

Возникшая диспропорция, как бы гигантские раскрытые ножницы, на одном конце которых – быстрорастущий поток информации, а на другом – скромные, застывшие возможности человека по восприятию информации, уже привела к большой потере информации, к ее обесцениванию, к тысячам повторных разработок и изобретений, к головным болям, к стрессам. А если начнется извержение в полную силу, то могут нарушиться даже коммуникации внутри цивилизации...

Мужчина в светлом костюме, сидевший во втором ряду, вскочил и хриплым голосом спросил:

– Что же делать?

– Надо искать выход. Главная надежда на дружеский союз человека с ЭВМ. Ведь их «мозг» может обрабатывать не несколько слов в секунду, как человеческий мозг, а сотни тысяч, даже миллионы слов в секунду, и, самое главное, он все время совершенствуется. Ведь всего за четыре поколения ЭВМ скорость обработки ими информации и объем их памяти увеличились в тысячи и миллионы раз. И это далеко не предел. Они же помогут управлять огнестойкой заслонкой – фильтром в кратере. Пора закрыть путь повторам, компиляциям, всякой пустой информационной породе, пеплу, шлакам...

Хриплый голос снова меня перебил:

– А нельзя ли расшевелить Великого Консерватора?

– Можно. Первые шаги уже делаются: скорочтение, гипнопедия, ускоренное обучение, тренировка памяти, новые методы работы с информацией... Но коренное решение проблемы – это все же внешние приставки к Консерватору в виде карманных, домашних и других ЭВМ, которые по широкополосным каналам связи, включая спутниковые, смогут легко подключаться к источникам информации, к банкам данных, к библиотекам, к вычислительным центрам.

– А мы успеем со всем этим до извержения, до потери коммуникации?

– На помощь должна прийти, действующая в нашем обществе регуляция! ускоряющая и замедляющая обратная связь. Она много раз спасала человечество от разных бед.

Чем ярче будет факел вулкана, тем активней пойдут процессы регуляции и адаптации. Ужасов «Последнего дня Помпеи», которыми пугают некоторые западные футурологи, не должно быть! Вот несколько исторических примеров...

Но генератор вопросов не унимался!

– Почему же процессы регуляции не предотвратили начавшийся экологический кризис на планете?

– Одна из причин – человек считал нашу природу сверхмогучим великаном, если хотите, Гулливером, которого только забавляют царапины и уколы, наносимые лилипутами, ибо они и безболезненны и тут же скоро сами заживают.

Но когда человек осознал, что лесной покров планеты резко уменьшается, что загрязнение атмосферы и водоемов становится опасным, что исчезают многие виды растительного и животного мира, то понял свою ошибку.

Теперь в срочном порядке принимаются меры по уменьшению наносимого урона природе, хотя бы частичному восстановлению былого состояния. Особенно много делается в социалистических странах. Таким образом, запаздывание регуляции привело к большим и порой даже невосполнимый потерям.

Очень хотелось бы, чтобы аналогичная ситуация не повторилась и с информационным взрывом. Потери, как мы уже видели, есть. Но они будут во сто крат больше, если не принять мер. Вот почему уже сегодня надо не отмахиваться от проблемы «информационного взрыва» – надо ее решать. Надо активно стимулировать процесс регуляции...

В конце лекции, отвечая на многочисленные устные и письменные вопросы, я все время не упускал из виду фигуру во втором ряду. Многие вопросы лежали за пределами обсуждаемой темы. По мере сил я пытался на них ответить. Наконец, последняя записка: «Если тем или иным способом случится контакт земного разума с разумом внеземной цивилизации, то есть ли шанс понять друг друга, обменяться хотя бы минимальной информацией?»

– Я не сомневаюсь, что два разума, хотя и сформировавшихся в разных условиях и прошедших разные пути эволюции, опознают друг в друге мыслящих существ и сумеют обменяться некоторой информацией. Мне кажется, что эксперимент, проведенный Н. Миклухо-Маклаем еще в прошлом веке, блестяще это подтверждает. Выйдя один на незнакомый берег в Новой Гвинее, он вдали заметил вооруженную копьями группу папуасов. Как сообщить им, что он пришел с миром, с добром? Недолго думая, Николай Николаевич улегся на землю и изобразил спящего. Самое удивительное, как записано в его дневниках, что он действительно заснул. Когда он проснулся и открыл глаза, то увидел, что на него с любопытством и улыбкой смотрят окружившие его неведомые ему люди. Контакт был установлен, первая информация принята.

Фигуру в светлом костюме я догнал у выхода и начал атаку:

– Хочу с вами познакомиться. Ведь я же пошел читать эту лекцию в надежде встретить вот такого любознательного, не принимающего ничего на веру, острого на вопросы коллегу. Он мне очень нужен.

– Зачем?

– Я пишу книжку про этот самый угрожающий вулкан и хотел бы иметь...

– Соавтора? Я абсолютно не гожусь. Я тот самый инженер Дон-Кихот, пытающийся овладеть всей информацией в своей узкой области.

– Нет. Мне нужен не соавтор, а оппонент. Читать уже написанные разделы, ставить свои вопросы, спорить с автором.

– То есть осуществлять обратную связь по цепи «Читатель – Автор»?

– Именно так. На лекциях всегда есть студенты, оживляющие, вдохновляющие и даже загоняющие в угол лектора своими вопросами. Работается хорошо, когда есть обратный канал связи. Соглашайтесь.

– В таком случае, первый вопрос: нужно ли увеличивать вулкан еще на одну книжку? Он и так уже на грани извержения.

– Но ведь эта книжка о самом вулкане. Как его обуздать, как не обгореть и не задохнуться сегодня в потоках его лавы, в дыму, грудах пепла?

– Пожалуй. А я пойму ваше сочинение?

– Несомненно. Книжка пишется для широкого читателя.

– Схема работы привлекает. Можно попробовать. А наши диалоги войдут в книгу?

– Конечно, если они будут интересны читателю.

– Но я хотел бы фигурировать инкогнито.

– Вас устроит почетное звание «Оппонент»?

– Вполне.

Так было положено начало нашей совместной работе.

 

Что такое биты и что они несут?

Оглавление

 

Дата публикации:

4 августа 2001 года

Электронная версия:

© НиТ. Раритетные издания, 1998

Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика