Перейти в начало сайта Перейти в начало сайта
Электронная библиотека «Наука и техника»
n-t.ru: Наука и техника
Начало сайта / Раритетные издания / Среди запахов и звуков
Начало сайта / Раритетные издания / Среди запахов и звуков

Научные статьи

Физика звёзд

Физика микромира

Журналы

Природа

Наука и жизнь

Природа и люди

Техника – молодёжи

Нобелевские лауреаты

Премия по физике

Премия по химии

Премия по литературе

Премия по медицине

Премия по экономике

Премия мира

Книги

Во главе двух академий

Как мы видим то, что видим

Люди и биты. Информационный взрыв: что он несет

Превращение элементов

Среди запахов и звуков

Часы. От гномона до атомных часов

Издания НиТ

Батарейки и аккумуляторы

Охранные системы

Источники энергии

Свет и тепло

Научно-популярные статьи

Наука сегодня

Научные гипотезы

Теория относительности

История науки

Научные развлечения

Техника сегодня

История техники

Измерения в технике

Источники энергии

Наука и религия

Мир, в котором мы живём

Лит. творчество ученых

Человек и общество

Образование

Разное

Среди запахов и звуков

Мариус Плужников, Сергей Рязанцев

Как устроен природный органчик?

Посмотрите на детей: до чего они любопытны, до чего любознательны. Им необходимо знать, как работает эта игрушка, почему прыгает механический заяц, откуда доносятся звуки детской шарманки, что тикает внутри часов. Новые игрушки тут же разбираются на части, чтобы проникнуть в самую суть вещей. Эти действия детей в наивной форме отражают стремление человечества проникнуть во взаимосвязь всех явлений.

Как и почему мы говорим? Сегодня любой школьник, не задумываясь, скажет: «За счет голосовых связок!» Это же так очевидно. Но чтобы понять это, надо было пройти долгий путь познания.

Впервые мысль о том, что голос образуется в гортани, высказал еще Гиппократ. В XVI веке Леонардо да Винчи занялся проблемой голосообразования и дал первые, очень близкие к реальности рисунки гортани. Одновременно он провел первые эксперименты с дыхательными органами трупа: сжимая наполненные воздухом легкие, он получал звук в гортани (голос). Однако да Винчи, несмотря на выполнение детальных рисунков гортани, не указывал на значение голосовых складок в голосообразовании. Лишь в 1593 году, то есть приблизительно через двадцать веков после высказывания Гиппократа, итальянский анатом эпохи Возрождения Везалий сделал открытие, что голос образуется в узком пространстве внутри гортани, а несколько позже были описаны две «связки» внутри гортани, называемые с тех пор «голосовыми складками».

Как же выглядит гортань? Она расположена в передней части шеи и представляет собой перевернутую книзу усеченную пирамиду, верхнее основание которой соответствует корню языка, а нижнее – трахее.

На разрезе гортань напоминает песочные часы. Верхний ее этаж называют преддверием гортани, нижний – подсвязочным пространством. Самое узкое место гортани, перешеек «песочных часов», образовано голосовыми складками, «ложными» и истинными. Этот средний, самый узкий, этаж гортани в работах Гиппократа, Аристотеля и Галена назывался «глоттис» и до сих пор сохранил свое название в анатомии.

«Ложные» голосовые складки (парные) – толстые, с закругленными краями. Они всегда разобщены и поэтому не участвуют в голосообразовании. «Ложные» голосовые складки называют вентрикулярными (желудочковыми) складками, так как под ними расположены желудочки гортани.

Желудочки гортани, небольшие полости, ограниченные сверху «ложными», а снизу истинными голосовыми складками, представляют собой довольно интересное образование. Даже при самом сильном выдохе они всегда наполнены воздухом.

В различные моменты фонации желудочки изменяют свою форму, но эти изменения не отражаются на высоте тона. Незначительные размеры желудочков гортани не могут обусловить появление феномена резонанса, который мог бы повлиять на тембр голоса. Так зачем же они нужны? На поверхности желудочков гортани много слизистых желез, которые способствуют увлажнению не только самих желудочков, но и истинных голосовых связок и таким образом служат как бы для «смазывания» голосовых связок, находящихся в постоянном движении, колебании, трении.

Истинные голосовые складки имеют клинообразное сечение. Край их образован голосовой связкой, а тело – массой голосовой мышцы. Между голосовыми складками располагается узкое щелевидное пространство – голосовая щель. Это самое узкое место просвета гортани. В голосовой щели различают переднюю, более длинную, вокальную (голосовую часть) и более короткую заднюю дыхательную часть.

Гортань имеет жесткий хрящевой каркас, который состоит из трех непарных и трех парных хрящей.

Крупные хрящи гортани связаны между собой суставами, которые крепятся специальными связками. Другая группа связок соединяет отдельные части хрящей между собой и заполняет пустые пространства между ними, формируя цилиндрическую полость гортани.

Мышцы гортани также представлены двумя группами. К первой относятся наружные мышцы, связывающие ее с соседними анатомическими структурами и косвенно принимающие участие в осуществлении ее функций, а ко второй – внутренние, непосредственно участвующие в функциях гортани.

К группе наружных мышц относится 13 пар мышц, поднимающих и опускающих гортань. Много слез приходится пролить студентам медицинских институтов, прежде чем они выучат и запомнят все эти мышцы. Поверьте нам на слово, что это довольно сложно. А потому мы с радостью не будем называть все эти мышцы поименно.

Обратим ваше внимание только на то, что мышц – поднимателей гортани (9 пар) значительно больше, чем мышц-опускателей (4 пары). Казалось бы, должно быть поровну. Объяснением этому факту служит основное назначение гортани у позвоночных животных, являющейся защитным механизмом для нижнего, жизненно важного отдела дыхательного пути. Подъем гортани при совершении акта глотания увеличивает высоту стенки преддверия ее, что устраняет возможность попадания чужеродных тел в легкие при приеме пищи.

Наряду с этим подъем либо опускание гортани играет весьма большую роль в голосообразовании. Такие движения влияют на основной элемент резонаторной системы голосового аппарата – глотку, объем и форма которой могут варьировать практически в неограниченных диапазонах. Так создаются условия для разновидностей тембра голоса и для совершенствования вокальной техники певцов.

 

О «говорящей собаке» и «молчаливом» неандертальце

Оглавление


Дата публикации:

12 марта 2002 года

Электронная версия:

© НиТ. Раритетные издания, 1998

В начало сайта | Книги | Статьи | Журналы | Нобелевские лауреаты | Издания НиТ | Подписка
Карта сайта | Cовместные проекты | Журнал «Сумбур» | Игумен Валериан | Техническая библиотека
© МОО «Наука и техника», 1997...2017
Об организацииАудиторияСвязаться с намиРазместить рекламуПравовая информация
Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика