Перейти в начало сайта Перейти в начало сайта
Электронная библиотека «Наука и техника»
n-t.ru: Наука и техника
Начало сайта / Раритетные издания / Среди запахов и звуков
Начало сайта / Раритетные издания / Среди запахов и звуков

Научные статьи

Физика звёзд

Физика микромира

Журналы

Природа

Наука и жизнь

Природа и люди

Техника – молодёжи

Нобелевские лауреаты

Премия по физике

Премия по химии

Премия по литературе

Премия по медицине

Премия по экономике

Премия мира

Книги

Вода знакомая и загадочная

Время, хранимое как драгоценность

Квантовый мир

Парадоксы науки

Среди запахов и звуков

Яды – вчера и сегодня

Издания НиТ

Батарейки и аккумуляторы

Охранные системы

Источники энергии

Свет и тепло

Научно-популярные статьи

Наука сегодня

Научные гипотезы

Теория относительности

История науки

Научные развлечения

Техника сегодня

История техники

Измерения в технике

Источники энергии

Наука и религия

Мир, в котором мы живём

Лит. творчество ученых

Человек и общество

Образование

Разное

Среди запахов и звуков

Мариус Плужников, Сергей Рязанцев

Путь из «коридора безмолвия»

Мы видели, что при полной потере слуха на помощь приходит зрение. И жестомимическая речь, и дактильная азбука, и чтение с губ, и аппараты «видимая речь» и «световая строка» – все построено на принципах зрительного восприятия. Но бывает (правда, к счастью, очень и очень редко), когда человек теряет одновременно и слух, и зрение. Последствия такой потери для человека поистине трагические, психика оказывается на грани катастрофы.

Вот что пишет профессор Лондонского университета Тим Шаллис в статье «Пытки в «коридорах безмолвия»: «Лишение всех связей с окружающей средой влияет на человека не только в плане физическом, но и социальном. Заключенный, вынужденный оставаться в таком положении, начинает испытывать нарастающий страх, переходящий в симптомы психического заболевания. Именно это и случалось в Ольстере, когда заключенному на шесть дней надевали на голову темный звуконепроницаемый колпак».

Всего лишь шестидневное лишение человека зрения и слуха вызывает симптомы, характерные для психозов, связанных с разрушением личности. И если человека постигла необратимая потеря зрения и слуха, сохранит ли он свой интеллектуальный уровень? Еще сложнее обстоит дело с детьми, слепоглухонемыми от рождения. У них прежде всего необходимо сформировать человеческую психику, которая генетически из поколения в поколение не наследуется. «Тиранами в собственных семьях», «живыми кусочками», «инертными массами», «подвижными растениями» называли слепоглухонемых некоторые исследователи в своих научных трудах, обосновывая бесполезность их обучения.

Однако это не так. В недавнее время возникла новая наука – тифлосурдопедагогика, и слепоглухонемые получили возможность жить полнокровной жизнью нормальных людей. Они успешно адаптируются в трудовых коллективах. Всемирно известная слепоглухонемая писательница Ольга Ивановна Скороходова, книги которой изданы на многих языках мира, работала старшим научным сотрудником в Институте дефектологии. Слепоглухонемой Ардалион Курбатов – электросборщик Тульского учебно-производственного комбината, у него хорошая семья: жена и двое здоровых, нормальных детей.

В 1963 году в подмосковном городе Загорске был открыт первый в мире детский дом для слепоглухонемых. Так как слепоглухонемой ребенок лишен возможности не только видеть поступки взрослых, но и получать о них слуховую информацию, то навыкам самообслуживания он обучается искусственно. Рука ребенка приобретает многоцелевое назначение: рукой он «осматривает» предметы, знакомится с их функциональным назначением, усваивает образы действия с ними и, наконец, выполняет эти действия. Но как общаться ученику и учителю, ведь слух, основной канал информации для слепых, тоже утерян?

В Загорском детском доме для слепоглухонемых был сконструирован прибор, названный телетактором. Он состоял из центрального пульта педагога и трех индивидуальных пультов для учеников. Каждый пульт был снабжен передающей клавиатурой по типу брайлевской и тактором (металлической площадкой, на которой с помощью шести металлических штырей комбинировались брайлевские буквы). В процессе печатания информации на клавиатуре центрального пульта на каждом индивидуальном пульте под «считывающими» пальцами учеников последовательно возникали и стирались буквы, складывающиеся в их сознании в слова и целые предложения. Позже были сконструированы специальные классы, позволяющие ввести в систему общения и неспециалистов, значительно расширить систему обратной связи. Поступление слепоглухонемых юношей и девушек на производство (к 1976 году двадцать выпускников детского дома уже трудились в Загорском учебно-производственном предприятии Всероссийского общества слепых, а четверо учились на последнем курсе факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова) вызвало необходимость в разработке портативного переговорного прибора для общения с видящим персоналом предприятия или университета. В этом приборе, названном портативным коммуникатором, есть брайлевская клавиатура (из выпуклых букв), с помощью которой слепоглухонемой вводит в него информацию. Перекодирующее устройство преобразует ее и выдает на табло обычные буквы, считываемые видящим собеседником. Тот, в свою очередь, вводит информацию в коммутатор побуквенно, нажимая кнопки специальной клавиатуры. Через перекодирующее устройство информация выдается на тактор под «считывающий» палец слепоглухонемого в виде брайлевских букв.

При обучении слепоглухонемых приходится сталкиваться с проблемами, на которые в обычной жизни не обращают внимания. Как, например, должен выглядеть школьный звонок? Звуковой? Не подходит. Световой? Не годится.

Вот что рассказывает директор Загорского детского дома для слепоглухонемых А.В. Апраушев: «Каждое утро прикроватные вибробудильники пробуждают воспитанников от сна, о времени приема пищи сообщают запаховые распылители, время начала и конца уроков определяется по потокам воздуха от вентиляторов, установленных в различных помещениях детдома... Используется система двусторонней связи с радиоподзывом. Она состоит из генератора токов высокой частоты, индукционной петли, опоясывающей территорию детского дома, и приемного устройства на запястье руки слепо-глухонемых. Возбуждаемое генератором внутри петли электромагнитное поле сообщает вибрацию пластинке приемника, прилегающей к коже... и слепоглухонемого можно пригласить к ближайшему индивидуальному пульту и вести с ним двустороннюю словесную беседу». Так, с помощью кропотливого, поистине подвижнического труда тифлосурдопедагогов удается вернуть к нормальной жизни людей, у которых, казалось бы, полностью порваны все связи с внешним миром. Самой судьбой они были обречены на «растительное» существование, но педагогика формирует из них полноценных членов общества.

 

Ничего не вижу, ничего не слышу

Оглавление


Дата публикации:

12 марта 2002 года

Электронная версия:

© НиТ. Раритетные издания, 1998

В начало сайта | Книги | Статьи | Журналы | Нобелевские лауреаты | Издания НиТ | Подписка
Карта сайта | Cовместные проекты | Журнал «Сумбур» | Игумен Валериан | Техническая библиотека
© МОО «Наука и техника», 1997...2017
Об организацииАудиторияСвязаться с намиРазместить рекламуПравовая информация
Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика