Перейти в начало сайта Перейти в начало сайта
Электронная библиотека «Наука и техника»
n-t.ru: Наука и техника
Начало сайта / Раритетные издания / Квантовый мир
Начало сайта / Раритетные издания / Квантовый мир

Научные статьи

Физика звёзд

Физика микромира

Журналы

Природа

Наука и жизнь

Природа и люди

Техника – молодёжи

Нобелевские лауреаты

Премия по физике

Премия по химии

Премия по литературе

Премия по медицине

Премия по экономике

Премия мира

Книги

Безумные идеи

Время, хранимое как драгоценность

Культура. Техника. Образование

Парадокс XX века

Ум хорошо...

Ученые – популяризаторы науки

Издания НиТ

Батарейки и аккумуляторы

Охранные системы

Источники энергии

Свет и тепло

Научно-популярные статьи

Наука сегодня

Научные гипотезы

Теория относительности

История науки

Научные развлечения

Техника сегодня

История техники

Измерения в технике

Источники энергии

Наука и религия

Мир, в котором мы живём

Лит. творчество ученых

Человек и общество

Образование

Разное

Квантовый мир

Анатолий Мартынов

2. Диалектический материализм в свете теории
«Квантовый мир»

Научное определение материи дает философия диалектического материализма, определяющаяся так: «материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». Стремление наделить материю раз и навсегда какими-то физическими данными и свойствами должно резко вступить в противоречие с тем, что на самом деле существует в природе. Глубина знаний о строении материи является исторически преходящим моментом. Например: древнегреческий философ Фалес отождествлял материю с водой. Анаксимен началом всего считал воздух, а Гераклит Эфесский первоначалом сущего считал мировой огонь, который закономерно вспыхивает и закономерно угасает. Путем сгущения огня возникают вещи, путем разрежения возвращаются в огонь. Он высказал идею непрерывного изменения, т.е. все течет. В одну реку нельзя войти дважды. Происходит вечная борьба противоположностей.

Древнегреческий философ Демокрит видел первооснову в атомах. На рубеже XIX...XX веков, в связи с открытием радиоактивности, и атом оказался делимым.

Однако может возникнуть вопрос: как быть с теми объектами, которые не могут ощущаться нашими органами чувств, как, например: электрон, фотон? Можно ли распространить на них определение материи, сформулированное диалектическим материализмом? Да, можно! Они реально существуют, они ощущаются при помощи приборов. Ощущения могут быть непосредственными и опосредованными, т.е. через другие материальные объекты – приборы. Приборы являются продолжением и усовершенствованием наших органов чувств. От уровня знаний будут зависеть и соответствующие приборы, которые помогут увидеть то, что мы сегодня не можем видеть и чувствовать.

Вскоре, после открытия электрона, В.И. Ленин писал: «электрон также неисчерпаем, как и атом, природа бесконечна».

В данной теории принимается принцип о бесконечной делимости материи. Однако, то существующее вещество, например железо, медь, до бесконечности делиться не могут, так как они потеряют свои свойства меди, железа. Если делить эти элементы дальше, то это будет уже не железо и не медь. Здесь количество переходит в качество.

Бесконечно может делиться только сама материя. Например: что мешает бесконечно малой частице разделиться пополам и так далее? На первый взгляд это может показаться какой-то нелепостью. Давайте размышлять от противного. Например: материя имеет предел делимости, тогда сразу же возникнет множество вопросов. Из чего, допустим, состоит предельная частица? И так далее до бесконечности. Тогда природа примет механический характер. Принцип о бесконечной делимости материи не противоречит математическому мышлению. В теории о пределах дифференциального исчисления, где рассматривается вопрос о важнейших свойствах бесконечно малых величин.

Каждое слагаемое есть бесконечная малая величина, но сумма не есть бесконечная  малая

Рис. 2.1. Каждое слагаемое есть бесконечная малая величина, но сумма не есть бесконечная малая

Это мышление заключается в следующем. Согласно теории о бесконечно малых величинах алгебраическая сумма двух, трех и вообще определенного числа бесконечно малых есть функция бесконечно малая (рис. 2.1). Но если u = (1/x + 1/x + ... 1/x), где x принимает только целые положительные значения (x = 1, 2, 3, ..., n, ...). Очевидно, что каждое слагаемое при x → ∞ есть бесконечно малая величина, но сумма u = 1 не есть бесконечно малая. Кстати сказать, этим обстоятельством пользуется интегральное исчисление. Это говорит о том, что при бесконечном делении материи, мир будет не эфемерным, а реальным, не механическим, а бесконечно развивающимся, как вглубь микромира, так и в бездну макромира. И познания о материи так же бесконечны и неисчерпаемы.

Применительно к окружающей нас природе, в данной теории принимается понятие о разделении материи на вещество и вакуум, которые неразрывны и зависят друг от друга, как единое целое. Тем самым, мы хотим исправить ошибку И. Ньютона, который считал, что вещество и вакуум не зависят друг от друга. Отсюда вытекает, что вакуум это форма материи, которую мы пока не можем видеть и ощущать непосредственно или опосредованно.

Диалектический материализм определяет, что движение является неотъемлемым свойством материи. Движение это форма бытия материи. Движение вечно, бесконечно и разнообразно, как и сама материя. Движение абсолютно и относительно. Движение в неисчерпаемом потоке порождает относительный покой и равновесие материи.

С течением времени покой и равновесие нарушаются, но неизбежно создается покой и равновесие в новых условиях. Мерой движения материи является энергия. Смысл закона взаимосвязи массы и энергии не является тем, что материя может превращаться в энергию. В том, что движение вечно, т.е. неуничтожимо и не утрачивает способности всё к новым и новым изменениям, выражает абсолютность движения. Движение существует в виде определенных конкретных процессов, которые не вечны, превращаются друг в друга, тем самым выражают относительность движения. Абсолютность и относительность движения составляют его внутреннюю противоречивость.

Движение в том противоречиво, что оно включает в себя моменты прерывности и непрерывности. Отсюда делаем вывод, что движение не может быть без материи и материя не может быть без движения. Поэтому ничто не может двигаться, и материю без движения мы так же не заметим.

С точки зрения диалектического материализма, пространство это объективно реальная форма существования материи. Существование и отдаленность материальных объектов друг от друга, объем и порядок их расположения относительно друг друга, составляют понятие о пространстве.

Пространство вечно и бесконечно, как и сама материя.

С точки зрения данной теории, пространство это сама материя вечного и бесконечного объема. Как такового пространства без материи нет, так и материи без пространства так же нет. В данной теории пространство понимается, как бесконечный объем, плотно заполненный движущейся материей. Таким образом, и вакуума, т.е. пустого пространства, как понимал его И. Ньютон, в природе нет.

В настоящее время, определенная часть ученых пришла к выводу, что пустого пространства в природе нет. Научный мир стал освобождаться от давления авторитетов, в частности от давления «Обшей теории относительности» Альберта Эйнштейна. Там эфир, как среда исключен. Понятие о среде – вакууме в настоящее время весьма противоречиво. Одни считают, что эта среда очень разряженная, подобно газу. Другие видят эту среду, как безчастичную среду и подвластную гравитации.

По мнению авторов без частичной среды, эта среда заполняет все промежутки между частицами вещества. Но в данной теории категорически отвергается идея без частичной формы материи. В этом случае, материя окажется непрерывной. В природе этого нет.

В данной теории принимается, что вся материя сама организуется в частицы, масса которых, время их существования подчинены всеобщему закону бытия и развития. Давайте помыслим от противного, что пространство конечно. Тогда возникает множество вопросов. Какова протяженность пространства? Далеко ли до конца пространства? А что за его концом? И так далее. Теперь снова поразмышляем от противного, что вещество и пространство независимо друг от друга, как это видел И. Ньютон. Учитывая, что в пространстве господствует силы тяготения, то вещество с течением времени должно собраться в одно невообразимое большое тело. В этом случае вряд ли была пригодная для нас с вами природа. Другой вариант, что силам тяготения не удалось стянуть все вещество в одно тело по причине разбегания вещества и бесконечного объема пространства. Тогда вещество рассеялось бы до бесконечности. И в этом случае, так же ничего бы не было. Время хватило бы на эти два варианта, еще задолго до нашего появления на свет.

В данной теории отвергается понятие о многомерности пространства и понятие об антипространстве. Реально существует только трехмерное пространство. Чрезмерное увлечение математическим аппаратом привело в науку идею о многомерности пространства. Это является ложным идеалистическим направлением в науке. Оно характеризуется сужением понимания этой идеи людьми.

Пространство, заполненное движущейся материей, имеет три измерения. В пространстве нет точек, есть только объемы. Точка, линия, плоскость это элементы объема. В данной теории метрикой пространства является геометрия Евклида.

Геометриями Римана и Лобачевского измеряются траектории движения по пути наименьшего сопротивления и с наименьшей затратой энергии. Природа по своей сути экономна.

Например, расстояние между Москвой и Санкт-Петербургом по прямой линии, т.е. по поверхности планеты равно около шестисот километров. Но эта линия кривая, которая измеряется геометрией Римана. Есть и другой путь по прямой линии, которая измеряется геометрией Евклида. Но для этого надо ломиться через твердь планеты, т.е. копать туннель с огромной затратой энергии.

Философия диалектического материализма определяет время как неотъемлемое свойство движущейся материи. Время это объективная реальность и ее форма существования. Оно так же абсолютно и относительно, прерывно и непрерывно.

Отметим различие между пространством и временем. Вот что писал об этом различии Ф. Энгельс – «Быть в пространстве значит существовать в форме расположения одного подле другого, между тем как быть во времени, значит существовать в форме расположения одного после другого». Если пространство трехмерное, то время одновременно и движется в одном направлении, в будущее. С точки зрения данной теории, настоящее время фактически равно нулю. Немного о нуле. За много столетий до европейской научной мысли индийскими учеными – математиками был открыт нуль. Они назвали его абсолютным совершенством, при котором двойственность приходит в существование.

Таким образом, граница между прошлым временем и будущим представляет настоящее время. Эта граница включает в себя элементы будущего времени и элементы прошедшего времени, т.е. имеет двойственный характер, поэтому равна нулю. С точки зрения данной теории, настоящего времени нет, оно равно нулю. Людьми, это несуществующее время, понимается как какой-то временной промежуток между прошедшим временем и будущим временем. На самом деле, это инерция нашего мышления. Время сравнимо с рекой. В одну и ту же реку нельзя войти два раза, так как это будет другая река.

Время в одних процессах в определенном объеме может течь очень быстро и в других случаях на какое-то мгновение совсем остановится. Время сходно с температурой. Температура показывает, с какой интенсивностью движутся и колеблются частицы вещества. Время так же показывает интенсивность движения в протекающих процессах, т.е. перехода из одного состояния в другое состояние.

Протекающие процессы времени включают в себя множество различных форм движений движущейся материи, которые находятся в неразрывной зависимости друг от друга. Если для одного процесса конец, то для другого является началом. Если интенсивность движения материальных частиц имеет хаотический характер, то это интенсивное движение представляет собой температуру. Если же движение материальных частиц имеет организованный характер и в определенном направлении, то это представляет собой время.

Таким образом, время это производная движущейся материи, одна из неисчислимых форм движения материи.

 

3. Модель структуры строения материи с точки зрения данной теории

Оглавление


Дата публикации:

11 ноября 2011 года

Электронная версия:

© НиТ. Раритетные издания, 1998

Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика