Перейти в начало сайта Перейти в начало сайта
Электронная библиотека «Наука и техника»
n-t.ru: Наука и техника
Начало сайта / Новости науки и техники / Архив выпусков 2004 года
Начало сайта / Новости науки и техники / Архив выпусков 2004 года

Научные статьи

Физика звёзд

Физика микромира

Журналы

Природа

Наука и жизнь

Природа и люди

Техника – молодёжи

Нобелевские лауреаты

Премия по физике

Премия по химии

Премия по литературе

Премия по медицине

Премия по экономике

Премия мира

Книги

Вода знакомая и загадочная

Доктор занимательных наук

Культура. Техника. Образование

Парадоксы науки

Приключения великих уравнений

Цепная реакция идей

Издания НиТ

Батарейки и аккумуляторы

Охранные системы

Источники энергии

Свет и тепло

Научно-популярные статьи

Наука сегодня

Научные гипотезы

Теория относительности

История науки

Научные развлечения

Техника сегодня

История техники

Измерения в технике

Источники энергии

Наука и религия

Мир, в котором мы живём

Лит. творчество ученых

Человек и общество

Образование

Разное

Китай одержал верх над США


Америка не устояла перед «made in China» и в области школьного образования. Обеспокоенные крайне низкими результатами школьников по математике, американские чиновники от образования импортируют из Китая учебные программы и методы обучения. Они надеются, применяя китайскую методику, остановить падение. В противном случае ситуация может привести к негативным последствиям на научном уровне и сказаться на конкурентоспособности американской промышленности.

Соединенные Штаты переживают шок каждый год именно в этот период, когда публикуется мировая классификация стран по результатам школьного образования. Составлением списка занимается Организация по сотрудничеству и экономическому развитию (ОСЭР), объединяющая 30 наиболее развитых стран. Классификация составляется по итогам тестирования десятков тысяч студентов по литературе, математике, другим наукам.

Испытание по математике заключается не в решение задач, а в изучении способности школьников творчески подходить к применению знаний. В течение многих лет американские школьники оказываются на последних местах среди развитых стран, а на вершине классификации доминируют азиатские страны. В этом году гордость американцев испытала наиболее сильный удар. Американские школьники скатились до 28-го места на экзамене по математике, сдав еще несколько позиций, потому что впервые к тестам были допущены два города коммунистического Китая – Гонконг и Макао. Нет повода радоваться и Италии: согласно итогам тестирования ОСЭР, итальянские студенты отстают от американских.

Учащиеся Гонконга сразу же стали лидерами на испытаниях по математике, в прочих научных дисциплинах лучшие знания продемонстрировали финны, но следом за ними разместилось азиатское трио: Япония, Гонконг и Корея. Низкий рейтинг американских студентов оказался шоком и стал причиной возобновления дебатов по стратегической проблеме. По причине недоработок в национальной системе образования сфера промышленности высоких технологий постоянно испытывает недостаток в инженерах, физиках, биологах и вынуждена импортировать таланты из-за рубежа. «Но сегодня наши многонациональные компании, – говорит Сьюзан Тейман из Business Roundtable, – поступают по-иному: они перемещаются туда, где есть таланты. Все чаще они решают перенести свои научные исследования в такие страны, как Китай».

Политехнические институты Китая ежегодно выпускают 350 тысяч инженеров, и на стипендию американца Microsoft или Intel могут пригласить четырех китайских специалистов. В США испытывают в связи со сложившейся ситуацией такой страх, что идут на крайние меры. По данным Wall Street Journal, более 200 американских лицеев приняли решение импортировать целиком китайскую систему образования, используя те же учебники и те же дидактические методы. Наиболее часто применяемой моделью стала программа обучения по математике и наукам Сингапура. Причина проста. В маленьком городе-государстве, где этническое и культурное большинство составляют китайцы, за многие десятилетия прекрасно прижились два языка: английский и китайский. Именно поэтому в Соединенных Штатах предпочитают школьные программы из Сингапура, поскольку нет необходимости в сложных переводах.

Согласно первым тестам, проведенным в американских лицеях, где применяют китайские методики обучения, школьники демонстрируют более высокий уровень знаний. Но, по мнению американских ученых, чтобы достичь такого же уровня обучения, как в Сингапуре, необходимо полностью менять методики. Американец Питер Хесслер, прибывший в Китай в 1996 году в рамках деятельности Корпуса Мира, чтобы преподавать в одном из местных лицеев, был поражен тем, как китайские преподаватели относятся к ученикам. «Когда я был студентом в Америке, вспоминает он, – я привык к тому, что преподаватели старались подсластить пилюлю, воздерживались от резких замечаний или критики. Мои усилия всегда поддерживались, даже если я делал ошибки. Но мои китайские друзья предупредили меня, что в китайских семьях и в школах дела обстоят иным образом. Преподаватели и родители не потакают ученикам».

Видимо, следующим шагом, который предпримут американцы, будет импорт китайских преподавателей, воспитанных в духе строгой конфуцианской дисциплины.

 

Дата публикации:

14 декабря 2004 года

Электронная версия:

© НиТ. Новости науки и техники, 2002