Перейти в начало сайта Перейти в начало сайта
Электронная библиотека «Наука и техника»
n-t.ru: Наука и техника
Начало сайта / Новости науки и техники / Архив выпусков 2004 года
Начало сайта / Новости науки и техники / Архив выпусков 2004 года

Научные статьи

Физика звёзд

Физика микромира

Журналы

Природа

Наука и жизнь

Природа и люди

Техника – молодёжи

Нобелевские лауреаты

Премия по физике

Премия по химии

Премия по литературе

Премия по медицине

Премия по экономике

Премия мира

Книги

Бермудский треугольник: мифы и реальность

Время, хранимое как драгоценность

Обычное в необычном (Энциклопедия чудес. Книга первая)

Парадоксы науки

Сын человеческий

Ученые – популяризаторы науки

Издания НиТ

Батарейки и аккумуляторы

Охранные системы

Источники энергии

Свет и тепло

Научно-популярные статьи

Наука сегодня

Научные гипотезы

Теория относительности

История науки

Научные развлечения

Техника сегодня

История техники

Измерения в технике

Источники энергии

Наука и религия

Мир, в котором мы живём

Лит. творчество ученых

Человек и общество

Образование

Разное

Электронное правописание

Владимир КОЗЛОВСКИЙ
(для BBCRussian.com, Нью-Йорк)

Проведенное исследование, в котором участвовали 120 американских компаний, показало, что треть их сотрудников пишут по электронной почте из рук вон плохо. За исключением редакций газет, американских работодателей раньше не особенно заботило, хорошо ли пишет большинство их сотрудников: деловую переписку вели специально приставленные к ней люди, а все остальные общались по телефону или лицом к лицу. Эту идиллию разрушило появление электронной почты. В наши дни общение в основном идет через нее.

За клавиатуру теперь садятся миллионы людей, которым в прошлом не приходилось излагать свои мысли на бумаге. Другим приходилось, но в подростковом возрасте и компьютерной скорописью, когда не пользуются знаками препинания и вместо you, «вы, ты», ставят u, а вместо your, «ваш, твой» – er. Звучит точно так же, но пишется быстрее. Эти привыкли выражать эмоции частоколом восклицательных знаков, смайликами и заглавными буквами.

В результате в электронные почтовые ящики американских компаний ежедневно обрушивается лавина корреспонденции, которая сплошь и рядом звучит бессвязно. «За стол e-mail учителей английского не пригласили, – вздыхает Крейг Хоган, который много лет учил студентов внятно писать, а в начале 1990-х основал в интернете Business Writing Center, преподающий писательское искусство деловым людям и их сотрудникам. – Компании за голову хватаются».

Как показал опрос, ежегодно корпорации тратят до 3,1 миллиарда долларов на то, чтобы научить свой персонал внятно выражаться в письменном виде. 2,9 миллиарда идут на обучение старых сотрудников, а остальное – на новых. Исследование не затронуло многомиллионную армию государственных служащих, которых нередко тоже приходится учить излагать свои мысли письменно.

Спрос родил предложение: свои услуги по этой части предлагают сотни университетов, частных школ и репетиторов. Издаются пособия по этикету электронной переписки. Я набрал фразу «e-mail etiquette» в Google, который высыпал 55700 страниц на эту тему.

Эксперты, например, советуют не злоупотреблять восклицательными знаками, которые выглядят враждебно и могут спровоцировать получателя на форменный скандал, хотя поначалу речь шла о пустячном несовпадении во мнениях, которое легко можно было уладить полюбовно.

«Люди воображают, что если они натыкают в деловом письме восклицательных знаков, то оно прозвучит более убедительно, – заметила «Нью-Йорк таймс» Линда Лэндис-Эндрюс, преподающая в университете штата Иллинойс. – А я говорю им, что их норма – это два восклицательных знака за всю жизнь».

 

Дата публикации:

10 декабря 2004 года

Электронная версия:

© НиТ. Новости науки и техники, 2002