Перейти в начало сайта Перейти в начало сайта
Электронная библиотека «Наука и техника»
n-t.ru: Наука и техника
Начало сайта / Новости науки и техники / Архив выпусков 2004 года
Начало сайта / Новости науки и техники / Архив выпусков 2004 года

Научные статьи

Физика звёзд

Физика микромира

Журналы

Природа

Наука и жизнь

Природа и люди

Техника – молодёжи

Нобелевские лауреаты

Премия по физике

Премия по химии

Премия по литературе

Премия по медицине

Премия по экономике

Премия мира

Книги

Биологически активные

Как мы видим то, что видим

Квантовый мир

Парадокс XX века

Смотри в корень!

Часы. От гномона до атомных часов

Издания НиТ

Батарейки и аккумуляторы

Охранные системы

Источники энергии

Свет и тепло

Научно-популярные статьи

Наука сегодня

Научные гипотезы

Теория относительности

История науки

Научные развлечения

Техника сегодня

История техники

Измерения в технике

Источники энергии

Наука и религия

Мир, в котором мы живём

Лит. творчество ученых

Человек и общество

Образование

Разное

Беспилотные истребители в Фарнборо


В павильоне американской корпорации Northrop Grumman выставлен необычный аэроплан Global Hawk, больше похожий на насекомое, чем на птицу. «Этот аппарат используется для разведки в течение 36 часов без дозаправки. Его бортовые сенсоры позволяют вести фотосъемку днем, ночью, через облака и через пыльную бурю», – сказал американский конструктор, явно намекая на участие своего детища в иракской или афганской операции.

Следующему поколению боевых самолетов человек на борту не нужен будет вовсе, они будут маленькими, тихими и незаметными. Не случайно здесь раздраженно говорят о долгострое евроистребителя Typhoon, который был зачат еще в годы холодной войны, а теперь морально устаревает, не обладая, например, свойствами «невидимки» Stealth.

Высказываются сомнения по поводу создания фирмой Lockheed Martin истребителя F-35, хотя представитель Пентагона подтвердил свои планы закупить 1763 такие машины, некоторые аналитики называют их последним из поколения обитаемых: западные страны все меньше хотят подвергать риску жизни своих пилотов.

Неслучайно первая большая военная сделка на авиасалоне касается как раз беспилотных самолетов-шпионов. Британское министерство обороны назвало англо-французскую фирму Thales в качестве фаворита на получение 1,5-миллиардного контракта на поставку в Великобританию аппаратов воздушного наблюдения с дистанционным управлением Watchkeeper.

«Watchkeeper – это беспилотная машина с большой наземной системой поддержки для наблюдения, наведения на цель и разведки, – говорит британский содиректор фирмы Thales Алекс Дориан. – Эта технология имеет исключительное значение для обороноспособности Соединенного Королевства».

Россия, говорят в Фарнборо, по-прежнему делает основной упор на признанное мастерство своих пилотов. Но глава производителей боевых самолетов – компании «Сухой» – Михаил Погосян признал неизбежность пересмотра этой стратегии: «Мы сегодня находимся на стадии выработки идеологии беспилотных комплексов, согласовываем ее с министерством обороны, для того чтобы определиться, как развивать это направление, которое становится одним из приоритетных в военной авиации».

Впрочем, из его слов понятно, что нескоро российские беспилотные самолеты смогут выслеживать и поражать ракетами врагов, как это сделал американский Predator в Йемене в отношении одной из групп «Аль-Каиды». Но и Великобритания не торопится менять на роботов асов королевских военно-воздушных сил. Об этом говорит заместитель британского министра обороны по закупкам военной техники лорд Бах. «Нам по-прежнему нужны средства для защиты нашего воздушного пространства, – объясняет он. – Это подтвердило нападение на Америку 11 сентября 2001 года. Немыслим был бы успех в Косове и Ираке без господства в небе. Евроистребитель нам нужен из-за его многофункциональности: он сможет быть и средством ПВО, и штурмовиком для огневой поддержки сухопутных сил».

Директор авиастроительной корпорации Northrop Grumman Рон Шугар тоже не считает, что профессия пилота-истребителя обречена на вымирание. «По-моему, мы увидим в будущем огромную потребность одновременно как в пилотируемых, так и в беспилотных летательных аппаратах, – говорит он. – Такие проекты, как Joint Strike Fighter, F-22, бомбардировщик B-2, будут осуществляться многие десятилетия. Некоторые задачи можно будет выполнять без человека на борту, для других без него не обойтись». Судя по оживлению у представительств оборонных фирм из разных стран, атакующие летательные аппараты нужны сейчас любые – и побольше.

 

Дата публикации:

27 июля 2004 года

Электронная версия:

© НиТ. Новости науки и техники, 2002