Перейти в начало сайта Перейти в начало сайта
Электронная библиотека «Наука и техника»
n-t.ru: Наука и техника
Начало сайта / Лауреаты Нобелевской премии / Премия мира
Начало сайта / Лауреаты Нобелевской премии / Премия мира

Научные статьи

Физика звёзд

Физика микромира

Журналы

Природа

Наука и жизнь

Природа и люди

Техника – молодёжи

Нобелевские лауреаты

Премия по физике

Премия по химии

Премия по литературе

Премия по медицине

Премия по экономике

Премия мира

Книги

Архимед

Время, хранимое как драгоценность

Генри Форд. Моя жизнь, мои достижения

Пионеры атомного века

Среди запахов и звуков

Ученые – популяризаторы науки

Издания НиТ

Батарейки и аккумуляторы

Охранные системы

Источники энергии

Свет и тепло

Научно-популярные статьи

Наука сегодня

Научные гипотезы

Теория относительности

История науки

Научные развлечения

Техника сегодня

История техники

Измерения в технике

Источники энергии

Наука и религия

Мир, в котором мы живём

Лит. творчество ученых

Человек и общество

Образование

Разное

ВИЗЕЛ (Wiesel), Эли

род. 30 сентября 1928 г.

Нобелевская премия мира, 1986 г.

 

Американский писатель и педагог Элиезер Визел родился в Румынии, в трансильванских Карпатах. Он был единственным сыном и третьим ребенком в семье Шлома Визела и Сары Фейг. С раннего детства мальчик воспринял дух хасидизма и любовь к учебе. Отец, владелец овощной лавки, являлся членом совета еврейской общины. Дедушка, Доди Визел, местный арендатор, часто рассказывал мальчику предания хасидизма – ветви среднеевропейского иудаизма. Хасидизм в противовес чрезмерной формализации тогдашнего иудаизма придавал большее значение религиозному усердию, чем философии; основы хасидизма излагались не в трактатах, а в сказаниях.

Слухам о нацистских жестокостях в отношении евреев, распространившимся в начале 40-х гг., местная община, в т.ч. отец В., отказывались верить. Первое время после немецкого вторжения оккупация повлекла лишь ограничения общинной деятельности, но в 1944 г. все евреи были отправлены в лагерь смерти Биркенау. В первую же ночь В., до тех пор любивший гимн «Я верю в пришествие мессии, он не спешит, но я все-таки жду его», почувствовал, что его вера поколебалась.

До конца войны В. жил среди ужасов лагеря уничтожения, где отец умер от голода и дизентерии, а мать и младшая сестра погибли в газовой камере. В 1945 г. он был переведен в Бухенвальд, где его освободили наступающие войска. Позже он случайно попал в Париж, где пытался вернуться к нормальной жизни. Ему стало гораздо легче, когда он узнал, что две его старшие сестры выжили.

С 1948 по 1951 г. в Сорбонне он слушал лекции по философии, которая помогла ему превозмочь боль пережитого. В. стал журналистом и сотрудничал со многими еврейскими, американскими и французскими изданиями; год он провел в Индии, пытаясь понять, может ли мудрость Востока преодолеть человеческие страдания. В 1956 г. В. едва не погиб в автомобильной катастрофе, а во время выздоровления его чуть не выслали как лицо без гражданства. В 1957 г. В. стал работать в нью-йоркской еврейской газете, выходившей на идиш. В 1963 г. он получил американское гражданство. Прошло 10 лет, прежде чем В. смог писать о своем лагерном опыте. Затем, движимый чувством долга перед погибшими, он написал автобиографическую книгу «Ночь» («La nuit», 1958). Написанная на французском языке, как и большинство последующих книг, она должна была напомнить читателям об ужасах нацистской катастрофы. Позже В. задался вопросом, может ли мир услышать его слова, и в романе, переведенном под названием «Клятва», показал, что молчание бывает могущественнее речи.

Первые романы В.: «Заря» («L'Aube», 1961), «Случай» («Le jour», 1961), «Город за стеной» («La Ville de la chance», 1962) и «Ворота леса» («Les portes de la Foret», 1964) – рассказывали историю послевоенных евреев, где «выживший» ощущал себя мертвым. Следующие произведения прослеживали путь возвращения к жизни; лишь в конце книги «Город за стеной» герой начинает доверять другому человеку. Возможность человеческого участия проявляется в финале романа «Ворота леса». Событиями шестидневной войны 1967 г. навеян следующий роман «Нищий в Иерусалиме» («Le mendiant de Jerusalem», 1968). В произведениях В. надежда не возвращается сама собой, ее следует завоевать. Роман «Пятый сын» («Le cinquieme fils», 1983) освещает проблему детей, переживших катастрофу и унаследовавших безнадежность.

В других книгах В. рассматривал положение евреев в Советском Союзе. Встревоженный сообщениями о возрождении антисемитизма, он посетил СССР в 1965 г. и опубликовал серию статей в «Едиот ахронот». Позже эти статьи были переведены на английский язык и опубликованы в 1966 г. под названием «Евреи молчат» («The Jews of silence»). Пьеса В. «Залмен, или Безумие бога» («Zaimen; ou la folie de Dieu»), появившаяся в 1966 г., говорит о необходимости выступить против преследований евреев в СССР. Драма, переведенная под названием «Суд Божий, который состоялся 25 февраля 1649 в Шамгороде» («Le proces de Shamgorod tel qu'il se deroula le 25 fevrier 1649», 1979), и роман «Завещание» («Le testament d'un poete juif assassine», 1980) также рассказывают о положении евреев.

В ряде работ В. использует картины еврейского прошлого для толкования современности; среди них «Души в огне» («Celebration hassidique; portraits et legendes», 1972), где содержится живой пересказ легенд хасидизма. Книги «Посланники бога: библейские портреты и легенды» («Celebration biblique: portraits et legends», 1975), «Образы Библии» («Images from the Bible», 1980) и «Пять библейских портретов» («Five Biblical Portraits», 1981) демонстрируют современность идей Библии.

С 1972 по 1976 г. В. являлся заслуженным профессором иудейских исследований в Сити-колледже Нью-Йорка, с 1976 г. – заслуженным профессором гуманитарных наук в Бостонском университете. В 1978 г. он возглавил президентскую комиссию, созванную Джимми Картером для создания в США мемориала нацистской катастрофы. Комиссия учредила ежегодные дни поминовения жертв нацизма, планировала исследовательские программы и конференции. Председателем комиссии В. оставался до 1987 г.

В. неоднократно посещал страны, страдавшие от напряженности и насилия – Камбоджу, Южную Африку, Бангладеш, Советский Союз, – стремясь оказать поддержку жертвам притеснения и привлечь внимание общественности к нарушениям прав человека. Он не раз выступал публично, в частности пытался отговорить президента Рональда Рейгана от посещения в 1985 г. немецкого военного кладбища в Битбурге, где были похоронены эсэсовцы.

Убежденность В. в том, что угроза человеческому достоинству распространяется на всех, позволила ему перейти от своих личных страданий к заботе о жертвах насилия повсеместно. «Слова в благоприятный момент, – ответил В. одному раввину, который сомневался в совместимости проблемы страданий и литературного вымысла, – достигают уровня поступков». Соглашаясь с тем, что несправедливость может вызвать ненависть, В., однако, считал, что ненависть вредит обеим сторонам.

За приверженность этой тематике В. был удостоен Нобелевской премии мира 1986 г. «Визел обращается к человечеству, – заявил представитель Норвежского нобелевского комитета Эгиль Орвик, – с посланием о мире, искуплении, человеческом достоинстве. Он верит, что силы, борющиеся со злом, в конце концов одержат победу». Орвик также отметил, что «внимание Визела, прежде сосредоточенное на страданиях еврейского народа, ныне распространилось на все притесненные народы и расы». Принимая награду, В. говорил о «царстве ночи», которое он пережил в лагерях смерти. «Я старался помнить. Я хотел бороться с теми, кто забыл. Потому что если мы забудем, то мы – соучастники преступления». В заключение В. заявил: «Наши жизни принадлежат не нам, а тем, кто в нас нуждается».

В 1969 г. В. женился на Марион Эрстер Роз, также пережившей ужасы нацизма, именно она переводила книги В. на английский язык. У супругов родился сын, и семья поселилась в Нью-Йорке. Дочь миссис Визел от первого брака живет с ними.

В. был удостоен многих литературных и гуманитарных наград, в т.ч. медали Мартина Лютера Кинга от Городского колледжа Нью-Йорка (1973), литературной премии Еврейского книжного совета (1973), медали Конгресса (1985). Он получил почетные степени более чем от 30 научных учреждений, среди них – Еврейская теологическая семинария, Бостонский университет, Йельский университет, Кеньонский колледж и др. В. входит в советы директоров Национального комитета по американской внешней политике и Еврейской школы искусств, административные советы Тель-Авивского, Хайфского и Бар-Иланского университетов.

 

Ранее опубликовано:

Лауреаты Нобелевской премии: Энциклопедия: Пер. с англ.– М.: Прогресс, 1992.
© The H.W. Wilson Company, 1987.
© Перевод на русский язык с дополнениями, издательство «Прогресс», 1992.

Дата публикации:

4 мая 2001 года

Электронная версия:

© НиТ. Лауреаты Нобелевской премии, 1998

В начало сайта | Книги | Статьи | Журналы | Нобелевские лауреаты | Издания НиТ | Подписка
Карта сайта | Cовместные проекты | Журнал «Сумбур» | Игумен Валериан | Техническая библиотека
© МОО «Наука и техника», 1997...2017
Об организацииАудиторияСвязаться с намиРазместить рекламуПравовая информация
Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика