Перейти в начало сайта Перейти в начало сайта
Электронная библиотека «Наука и техника»
n-t.ru: Наука и техника
Начало сайта / Лауреаты Нобелевской премии / Премия мира
Начало сайта / Лауреаты Нобелевской премии / Премия мира

Научные статьи

Физика звёзд

Физика микромира

Журналы

Природа

Наука и жизнь

Природа и люди

Техника – молодёжи

Нобелевские лауреаты

Премия по физике

Премия по химии

Премия по литературе

Премия по медицине

Премия по экономике

Премия мира

Книги

Безумные идеи

Как мы видим то, что видим

Крушение парадоксов

Плеяда великих медиков

Смотри в корень!

Часы. От гномона до атомных часов

Издания НиТ

Батарейки и аккумуляторы

Охранные системы

Источники энергии

Свет и тепло

Научно-популярные статьи

Наука сегодня

Научные гипотезы

Теория относительности

История науки

Научные развлечения

Техника сегодня

История техники

Измерения в технике

Источники энергии

Наука и религия

Мир, в котором мы живём

Лит. творчество ученых

Человек и общество

Образование

Разное

СОВЕТ ДРУЗЕЙ НА СЛУЖБЕ ОБЩЕСТВУ (Friends Service Counsil)

осн. в 1927 г.

Нобелевская премия мира, 1947 г.
совместно с Американским комитетом Друзей на службе Обществу

 

Совет Друзей на службе обществу был создан в Лондоне в 1927 г. для координации миссионерской и благотворительной деятельности Религиозного общества Друзей, более известных под названием квакеров. Согласно воззрениям квакеров, Дух Божий живет в каждом человеке; основоположником учения был английский сапожник Джордж Фоке (1624...1691), болезненно переживавший разрыв между нормами христианской церкви и повседневным поведением ее приверженцев. В 19-летнем возрасте он начал проповедовать способность каждого верующего «сподобиться божественного озарения, которое направит его на праведный путь».

Как и религиозные радикалы – пуритане, последователи Фокса часто подвергались гонениям. Больше всего толков вызывала приверженность квакеров принципам равенства и братства; они осуждали войну и насилие как противоречащие воле Божией, провозгласив в 1660 г.: «Мы решительно отвергаем все войны, раздоры и вооруженные столкновения, к чему бы они ни вели и чем бы ни оправдывались».

Привнесение этого принципа в повседневную жизнь дало историку Огасту Джорнсу возможность назвать квакеров «пионерами социальной службы». В 1671 г., посетив изгнанных квакеров в Вест-Индии, Фоке призывал освободить всех рабов и позаботиться об их благополучии. Спустя столетие квакеры возглавили энергичную кампанию против рабства, на митингах и в парламентских петициях они требовали положить конец работорговле в британских колониях.

В 1792 г. Друзья основали в Йорке приют для гуманного обращения с душевнобольными. Еще в начале XIX в. они стремились к улучшению условий жизни заключенных, добиваясь раздельного содержания мужчин и женщин, распределения преступников по разрядам, привлечения женщин для охраны преступниц. Довольно рано включились квакеры и в движение за трезвость, с 1839 г. перейдя к полному воздержанию и требуя от своих единомышленников отказа от изготовления и распространения спиртных напитков. Начав работу за границей, квакеры помогали жертвам ирландского голода 1847...1848 гг. Во время Крымской войны, когда английские корабли обстреливали побережье Финляндии (тогда входившей в состав России), некоторые квакеры доставляли медикаменты и ухаживали за ранеными.

Эти и другие гуманные меры принимались без какого-либо планирования, но чем больше становилось заграничных квакерских миссий, тем важнее было управлять ими централизованно. Поэтому в 1868 г. квакеры создали Ассоциацию иностранных миссий Друзей (АИМД) для облегчения работы в школах, больницах и т.д. При содействии АИМД квакеры отправлялись в Индию, Китай, на Цейлон, Мадагаскар и в другие страны...

Другая организация – Комитет Друзей по делам помощи жертвам войны – появилась в 1870 г., когда добровольцыквакеры оказывали помощь в городах, пострадавших от франко-прусской войны. В качестве опознавательных знаков впервые появились восьмиконечные красно-белые звезды. Тогда же впервые квакеры стали оказывать помощь обеим сторонам вооруженного конфликта.

Во время первой мировой войны Карл Хит, обращенный в квакерскую веру незадолго до этого, выступил с предложением создать центры мира во всех странах. Предложение было принято на ежегодном собрании в Лондоне, и в 1919 г. был создан Совет международной службы (CMC). В сотрудничестве с Американским комитетом Друзей на службе обществу (АКД) CMC учредил квакерские международные центры для распространения идей доброй воли и укрепления мира. Первые такие центры появились в Европе – например, женевский выступал в прессе в поддержку только что созданной Лиги Наций, он привлекал внимание европейских лидеров к проблеме беженцев, меньшинств и лиц, не имеющих гражданства, стремясь к сотрудничеству различных общественных организаций вокруг Лиги.

В 1927 г. АИМД и CMC создали Совет Друзей на службе обществу (СД), который сначала возглавили Гарри Т. Сил-кок и Карл Хит, а после 1932 г. – Хит единолично. Новая организация, штаб-квартира которой располагалась в Лондоне, направила свои усилия прежде всего на то, что именовалось «служением умиротворению». Квакерские центры в Берлине и Варшаве созвали конференции, на которых обсуждались противоречия, вырастающие из условий Версальского договора. Квакеры неоднократно ходатайствовали перед властями в связи с преследованием тех или иных групп населения: немцев во время французской оккупации Рура, австрийцев в Южном Тироле, притеснявшихся итальянцами, немецких политзаключенных в Мемеле, в то время находившемся под литовским контролем.

Во время второй мировой войны Комитет Друзей по делам помощи жертвам войны (после 1943 г. Служба помощи Друзей) вновь активизировал свою деятельность. В 1940...1948 гг. он функционировал в Великобритании, Франции, Греции, Нидерландах, Германии, Польше и Австрии. Члены комитета работали в санитарных отрядах, распределяли продовольствие и одежду среди сирот, создавали лагеря для беженцев и перемещенных лиц. Комитеты помощи после войны слились в ССД и в дальнейшем служили задачам послевоенной реконструкции.

Нобелевская премия мира 1947 г. была присуждена Совету Друзей на службе обществу и АКД в ознаменование гуманитарных заслуг квакеров на протяжении их многолетней деятельности. При вручении награды представитель Норвежского нобелевского комитета Гуннар Ян отметил: «Квакеры показали нам: то, что таится в сердцах, можно претворить в действие – сострадание к ближнему и желание помочь; симпатия ко всем людям, независимо от национальности и расы, в деятельной форме должна составить основу длительного мира».

Премию приняла Маргарет А. Бэкхауз, председатель Совета Друзей на службе обществу и вице-председатель Службы помощи Друзей. В Нобелевской лекции она обрисовала принципы, лежащие в основе деятельности Друзей, коснулась масштаба их работы за последние три столетия и продемонстрировала ее особенности на конкретных примерах. В заключение Бэкхауз отметила: «Приводя эти примеры один за другим, я сознавала, что многие из них раскрывают методы и мотивы, присущие всем людям доброй воли, и общество Друзей не претендует на монополию в этом отношении. Это свидетельствует скорее об универсальности истины, которая объединяет всех нас, и нам остается только молиться о наступлении дня, когда все люди направят помыслы к Царству Божию».

После получения Нобелевской премии Совет Друзей продолжал свою гуманную деятельность во многих частях света. В течение двух лет после арабо-израильской войны 1948 г. им были созданы лагеря для 235 тыс. арабских беженцев в секторе Газа. В 1961 г. Совет Друзей совместно с АКД финансировал программу международного диалога в Западной Африке. В рамках программы были организованы семинары студентов, журналистов, педагогов, специалистов по сельскохозяйственному развитию и политиков, на этих семинарах изучались проблемы конфронтации молодых государств Африки к югу от Сахары. Квакеры помогали пострадавшим от волнений в Индии, жертвам войны в Корее и Вьетнаме, голодающим в Эфиопии, Чаде и других частях Африки.

Совет Друзей на службе обществу и Комитет Друзей по делам мира и международных отношений объединились в 1978 г. Новая организация оказывала помощь посредством создания медицинских клиник и сельскохозяйственных станций в Индии и Африке, школ и центров отдыха в Ливане и Иордании; в поле ее внимания находились беженцы в Сомали, Зимбабве и Пакистане. Продолжали работу борцы за мир в Северной Ирландии, в различных городах Англии проводились вахты мира, квакеры воздействовали на английское правительство с целью сокращения расходов на вооружения. Позже квакеры распространили свою деятельность на Южно-Африканскую Республику, где способствовали вселению коренных жителей в Кейптаун, оказывали юридическую помощь населению Соуэто и следили за положением политзаключенных.

Члены Совета Друзей верят, что их труд представляет собой выражение мира, таящегося в душе каждого человека. «В каждой душе живет свидетель Бога, к которому можно воззвать и который, если будет на то воля Бога, услышит зов и придет на помощь».

 

Ранее опубликовано:

Лауреаты Нобелевской премии: Энциклопедия: Пер. с англ.– М.: Прогресс, 1992.
© The H.W. Wilson Company, 1987.
© Перевод на русский язык с дополнениями, издательство «Прогресс», 1992.

Дата публикации:

4 мая 2001 года

Электронная версия:

© НиТ. Лауреаты Нобелевской премии, 1998

В начало сайта | Книги | Статьи | Журналы | Нобелевские лауреаты | Издания НиТ | Подписка
Карта сайта | Cовместные проекты | Журнал «Сумбур» | Игумен Валериан | Техническая библиотека
© МОО «Наука и техника», 1997...2017
Об организацииАудиторияСвязаться с намиРазместить рекламуПравовая информация
Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика