Перейти в начало сайта Перейти в начало сайта
Электронная библиотека «Наука и техника»
n-t.ru: Наука и техника
Начало сайта / Лауреаты Нобелевской премии / Премия мира
Начало сайта / Лауреаты Нобелевской премии / Премия мира

Научные статьи

Физика звёзд

Физика микромира

Журналы

Природа

Наука и жизнь

Природа и люди

Техника – молодёжи

Нобелевские лауреаты

Премия по физике

Премия по химии

Премия по литературе

Премия по медицине

Премия по экономике

Премия мира

Книги

Во главе двух академий

Загадки простой воды

Люди и биты. Информационный взрыв: что он несет

Парадокс XX века

Луи де Бройль. Революция в физике

Химия вокруг нас

Издания НиТ

Батарейки и аккумуляторы

Охранные системы

Источники энергии

Свет и тепло

Научно-популярные статьи

Наука сегодня

Научные гипотезы

Теория относительности

История науки

Научные развлечения

Техника сегодня

История техники

Измерения в технике

Источники энергии

Наука и религия

Мир, в котором мы живём

Лит. творчество ученых

Человек и общество

Образование

Разное

БЮИССОН (Buisson), Фердинанд

20 декабря 1841 г. – 16 февраля 1932 г.

Нобелевская премия мира, 1927 г.
совместно с Людвигом Квидде

 

Французский педагог и борец за мир Фердинанд Эдуард Бюиссон родился в Париже в протестантской семье судьи Сен-Этьеннского трибунала Пьера Бюиссона и Адель Орели (урожденной д'Эбокур) Бюиссон. Б. учился в колледже Аржентан и лицее Сен-Этьенна, но после смерти отца в 1857 г. был вынужден заняться репетиторством, чтобы поддержать младших братьев и мать. Позже он продолжил свое образование в лицее Кондорсе, а затем изучал философию в Парижском университете (Сорбонне), где и получил степень. Хотя Б. успешно сдал государственный экзамен для учителей, он отказался присягнуть императору Наполеону III, которого считал диктатором, и был лишен возможности работать по специальности. Переехав в Швейцарию, он преподавал философию в Невшательской академии с 1866 по 1870 г.

В 1867 г. Б. принял участие в первом Конгрессе мира и свободы в Женеве и совместно с Фредериком Пасси и Джузеппе Гарибальди, итальянским патриотом, создал Лигу мира и свободы. Во время швейцарского изгнания Б. написал ряд статей о мире и образовании. Он также вернулся к написанной ранее работе «Либеральное христианство» (1865), где предлагал заменить организованную религию кодексом личной морали. В этих работах нашли отражение две идеи, характерные для радикального гуманизма Б.: путь к миру лежит через изменение человеческих отношений воспитанием; церковь и государство должны быть формально разделены.

После поражения Франции во франко-прусской войне и отречения Наполеона III Б. вернулся в 1870 г. в Париж. Одной из первых его забот стала организация приюта для сирот. В том же году новый министр народного образования назначил Б. инспектором начального образования в Париже. Однако требование Б. положить конец господству католической церкви во французских школах вызвало бурю возмущения в Национальной ассамблее, и он был вынужден подать в отставку. В течение 10 лет число его сторонников выросло настолько, что в 1879 г. он был назначен директором департамента начального образования; этот пост он сохранял за собой 17 лет. Б. способствовал принятию национальных законов о бесплатном обязательном едином начальном образовании во всей стране. Б. создал 4-томный «Словарь педагогики и начального обучения» (1878...1887), кроме того, он издавал педагогический журнал. В 1896 г. Б. покинул правительственный пост и стал профессором педагогики в Сорбонне.

Внимание Б. к политике привлекло знаменитое дело Дрейфуса, которое взбудоражило всю страну в 1894 г., когда капитан Альфред Дрейфус, еврей по происхождению, был обвинен в измене на основании лжесвидетельства. Возмущенный волной антисемитизма и стремлением высших офицеров свалить на Дрейфуса вину за чужое преступление, Б. в 1898 г. стал основателем Лиги прав человека. Целью Лиги была не только защита Дрейфуса, но и разоблачение несправедливости в любой форме. В 1902 г. Б. избрали в палату депутатов от партии радикальных социалистов, где он оставался до 1914 г. и вновь вернулся туда в 1919...1924 гг.

С началом первой мировой войны, убежденный, что победа Германии будет победой милитаризма и поражением гуманистических идеалов, Б. объявил о поддержке военных усилий Франции. В 1916 г. он одобрил предложение Вудро Вильсона о создании Лиги Наций. Разочарованный условиями Версальского договора 1919 г., который увековечивал вражду между победителем и побежденным, Б. продолжал защищать Лигу как наиболее эффективный инструмент сохранения мира. В то же время он не расстался с убеждением, что ключ к долговременному миру скрыт в образовании. Когда после просрочки репарационных платежей французские и бельгийские войска оккупировали долину Рура – индустриальное сердце Германии, Б. приложил немало усилий для восстановления понимания между французским и германским народами. Он пригласил немецких борцов за мир выступить в Париже и сам предпринял поездку в Германию. Хотя его деятельность националистами обеих стран была воспринята враждебно, французские и бельгийские войска покинули Рур, а германские деловые обязательства были пересмотрены в соответствии с планом Дауэса (названным по имени американского государственного деятеля Чарлза Дауэса).

Б. разделил Нобелевскую премию мира 1927 г. с Людвигом Квидде, тогдашним председателем Германского общества мира. При вручении награды представитель Норвежского нобелевского комитета Фредрик Станг отметил: «Правительства и их политика представляют собой не единственную угрозу миру. Постоянная и реальная угроза войны таится также в умах, в психологии масс. Следовательно, целенаправленной борьбе за мир должно предшествовать воспитание людей, общественное мнение надо отвратить от войны как от аргумента в споре, заменив его более высоким идеалом мирного сотрудничества наций, международного суда справедливости для устранения несогласия. Как раз в этом отношении награжденные сыграли столь значительную роль».

Б. присутствовал на церемонии награждения и, хотя Нобелевской лекции не представил, в следующем году передал Нобелевскому комитету эссе под названием «Перемены в концепции войны и мира». Отметив, что война перестала быть делом профессионалов, он предупредил, что подводные лодки, авиация и химическое оружие представляют угрозу для всего живого. Б. выразил также надежду, что предложение французского министра иностранных дел Аристида Бриана и американского государственного секретаря Фрэнка Келлога приведет мировое сообщество к отказу от войны как инструмента национальной политики. Вернувшись к теме «мир через воспитание», Б. назвал желательным, чтобы, в то время как дипломаты добиваются переговоров между правительствами, педагоги стремились «оказывать влияние не на руководителей, а на сами народы».

Многолетнее служение делу образования укрепило убежденность Б. в том, что воспитание должно быть средством изменения отношения людей к войне и миру. Вскоре после награждения Нобелевской премией он начал развивать международные контакты между профессиональными ассоциациями учителей.

Деньги, полученные от Нобелевского комитета, Б. передал пацифистским организациям. В 1924 г. он был удостоен офицерской степени французского ордена Почетного легиона. Вдовец с двумя сыновьями и дочерью, он умер от сердечного приступа в возрасте 90 лет в г. Тьелуа-Сен-Антуан, к северу от Парижа.

 

Ранее опубликовано:

Лауреаты Нобелевской премии: Энциклопедия: Пер. с англ.– М.: Прогресс, 1992.
© The H.W. Wilson Company, 1987.
© Перевод на русский язык с дополнениями, издательство «Прогресс», 1992.

Дата публикации:

4 мая 2001 года

Электронная версия:

© НиТ. Лауреаты Нобелевской премии, 1998

В начало сайта | Книги | Статьи | Журналы | Нобелевские лауреаты | Издания НиТ | Подписка
Карта сайта | Cовместные проекты | Журнал «Сумбур» | Игумен Валериан | Техническая библиотека
© МОО «Наука и техника», 1997...2017
Об организацииАудиторияСвязаться с намиРазместить рекламуПравовая информация
Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика