Перейти в начало сайта Перейти в начало сайта
Электронная библиотека «Наука и техника»
n-t.ru: Наука и техника
Начало сайта / Лауреаты Нобелевской премии / Премия мира
Начало сайта / Лауреаты Нобелевской премии / Премия мира

Научные статьи

Физика звёзд

Физика микромира

Журналы

Природа

Наука и жизнь

Природа и люди

Техника – молодёжи

Нобелевские лауреаты

Премия по физике

Премия по химии

Премия по литературе

Премия по медицине

Премия по экономике

Премия мира

Книги

Вода знакомая и загадочная

Как люди научились летать

Магнит за три тысячелетия

Популярная информатика

Смотри в корень!

Физики продолжают шутить

Издания НиТ

Батарейки и аккумуляторы

Охранные системы

Источники энергии

Свет и тепло

Научно-популярные статьи

Наука сегодня

Научные гипотезы

Теория относительности

История науки

Научные развлечения

Техника сегодня

История техники

Измерения в технике

Источники энергии

Наука и религия

Мир, в котором мы живём

Лит. творчество ученых

Человек и общество

Образование

Разное

«МЕЖДУНАРОДНАЯ АМНИСТИЯ» (Amnesty International)

осн. в 1961 г.

Нобелевская премия мира, 1977 г.

 

«Международная амнистия», неправительственная организация в защиту прав человека, основана в Лондоне юристом Питером Бененсоном. В 50-е гг. Бенен-сон принимал участие в политических процессах на Кипре, в Испании, Южной Африке и Венгрии. В ноябре 1960 г., потрясенный газетным сообщением о двух португальских студентах, которые провозгласили тост за свободу и получили по семь лет тюрьмы, Бененсон решил заявить протест властям Португалии. Понимая, что сил одного человека в таком деле недостаточно, Бененсон положил начало широкомасштабной кампании писем протеста португальскому диктатору Антониу Салазару. Вскоре родилась идея познакомить широкие слои общества с положением политических заключенных в разных странах мира.

Бененсон поделился планами с известным квакером Эриком Бейкером и популярным адвокатом Луисом Блом-Купером. Совместно они разработали детали кампании «Призыв к амнистии 1961 г.», предполагавшей не только освобождение заключенных по религиозным и политическим мотивам, но и обеспечение им справедливого суда и политического убежища. Кампания началась 28 мая статьей в либеральной лондонской газете «Обсервер», редактором которой был один из друзей Бененсона. «Откройте газету в любой день недели, – говорилось в статье, – и вы прочтете о том, что где-то в мире люди подвергаются заключению, пыткам и казням из-за неприемлемых для правительства убеждений». Рассказав о восьми «забытых узниках», Бененсон призвал группы граждан взять под защиту узников из западных стран, советского блока и «третьего мира».

Статья была перепечатана газетами разных стран, и в офис Бененсона стали поступать статьи, справки и сообщения о других заключенных. В ряде государств создавались аналогичные группы, а через два месяца в Люксембурге встретились представители Великобритании, Ирландии, Бельгии, Франции, США и Швейцарии, которые обсудили будущее движение. Придя к выводу, что за год успеха добиться нельзя, они решили основать постоянную организацию «М.а.», которая передавала бы дела заключенных национальным группам для рассмотрения; руководителем ее был избран Бененсон. Эмблемой организации стала свеча в витке колючей проволоки – образ, навеянный пословицей «Зажечь одну свечу лучше, чем расточать проклятия тьме».

В числе первых новая организация занялась делом Йозефа Берана, священника из Чехословакии, который находился в заключении еще при нацистах, а затем был арестован коммунистами за проповедь с осуждением режима, произнесенную им в качестве архиепископа Праги. Шон Макбрайд, юрист и поборник прав человека, включившийся в работу «М.а.», отправился в Прагу с ходатайством об освобождении Берана. Макбрайд – единственный, кто удостоился и Нобелевской премии мира, и Ленинской премии, – добился встречи с министром иностранных дел Чехословакии; 18 месяцев спустя Беран и четыре других епископа были освобождены. В этом и в других случаях «М.а.» не стремилась к огласке, т.к. правительства стараются скрыть факты преследования за убеждения и любой шум осложняет деятельность правозащитников.

Успехи организации следовали один за другим. В 1962 г., после визита Блом-Купера в Гану, было освобождено 152 политзаключенных. В следующем году получил свободу западногерманский профсоюзный лидер, похищенный властями ГДР. В 1964 г. организация добилась освобождения 38 узников в Ирландии, как и тысяч других в Бирме, Греции, Египте и Румынии. Макбрайд приписывал эти победы потоку писем об узниках. «Поскольку проблема достигла правительственного уровня, – объяснял он, – в определенных кругах задумались над тем, есть ли смысл удерживать этих людей в заключении. Чаще всего делался вывод, что смысла нет».

Хотя «М.а.» продолжала расширяться, в ее руководстве в 1966 г. возникли разногласия. Бененсон отметил, что доклад «М.а.», осуждающий бесчеловечное обращение с арабскими пленниками англичан в Адене (ныне часть Народной Демократической Республики Йемен), приостановлен из-за давления британского министерства иностранных дел. В свою очередь члены «М.а.» упрекнули Бененсона в контактах с британским правительством. Вскоре Бененсон подал в отставку, и генеральным директором был назначен Эрик Бейкер, один из основателей организации.

Всего лишь за год Бейкеру удалось добиться сплочения организации. Количество групп-участниц с 410 в июне 1967 г. к концу года достигло 550. Бейкера сменил Мартин Энналс, бывший лидер Британского национального совета гражданских свобод, он возглавлял «М.а.» в течение 12 лет, когда утвердилась ее репутация самого надежного защитника прав человека во всем мире.

В 1972 г. «М.а.» отошла от практики защиты прав человека в каждом отдельном случае, начав кампанию против пыток и за человечное обращение с политическими заключенными. В рамках кампании было собрано более миллиона подписей под петицией о немедленном запрещении пыток во всем мире. В следующем году текст петиции был представлен Генеральной Ассамблее ООН.

Много внимания «М.а.» уделяла узникам совести, людям, осужденным за национальность, язык и религию. 1977 год организация объявила Годом узников совести. В том же году ей была присуждена Нобелевская премия мира. В своей речи представитель Норвежского нобелевского комитета Осе Лионес обрисовала картину прогресса в деле защиты прав человека с момента создания организации. «Принимая решение в пользу «М.а.», – заявила она, – нобелевский комитет исходил из убеждения, что защита человеческого достоинства от пыток, насилия и распада составляет весьма важный вклад в дело мира».

Принимая награду от имени организации, М. Сёзал (Турция) произнес ответную речь. «Мир не определяется отсутствием войны, – сказал он, – но возводится на фундаменте справедливости. Там, где справедливости нет, прорастают семена конфликта. Поругание прав человека порождает угрозу миру». Отметив некоторые успехи в защите прав человека, Сёзал с горечью подчеркнул «тревожащий рост числа похищений и случаев внесудебной расправы». Он воспользовался случаем и объявил о программе, «нацеленной на полное всеобщее запрещение смертной казни».

Вскоре после церемонии вручения премии «М.а.» организовала в Стокгольме конференцию, посвященную проблеме смертной казни. Здесь было принято заявление, осуждающее лишение жизни правительством. Доклад под названием «Смертный приговор» был опубликован в 1979 г. и привлек всеобщее внимание. Андрей Сахаров, в частности, писал: «Отмена смертной казни особенно важна в [Советском Союзе], где государственная власть ничем не ограничена и широко распространено презрение к закону и моральным ценностям».

В 1978 г. организация привлекла внимание общественности к судьбе детей, используемых правительствами в качестве средства давления на родителей. Приведены примеры жестокости к детям на Гаити, в Эфиопии, Южной Африке, Советском Союзе, ГДР, Парагвае и Центральной Америке. В 1979 г. «М.а.» выступила против международной торговли оружием, особенно продажи его государствам, которые подавляют политические разногласия вооруженной силой. Осуждению подверглись Западная Германия за поставки оружия Гватемале, США – за поставки в Сальвадор – и Великобритания – за продажу оружия правительству Иди Амина в Уганде. В 1981 г. на церемонии в Лондоне Питер Бененсон зажег свечу в ознаменование 20-й годовщины организации. Тогда же в связи с кампанией, имеющей целью покончить с похищениями политических противников, он предложил лозунг «Против забвения».

Деятельность «М.а.» ведут небольшие группы людей, которые выбирают узника, переписываются с ним и направляют ходатайства о его освобождении правительству. В настоящее время более 3400 таких групп ведут работу в 55 странах. Вместе с сочувствующими численность «М.а.» достигает полумиллиона. Работу местных групп координирует администрация в Лондоне, где исследовательское отделение рассматривает дела заключенных. После того как обстоятельства дела скрупулезно изучены, сведения передаются на места для организации защиты. Для соблюдения объективности группы не ведут защиты узников в собственной стране.

В 1984 г. «М.а.» развернула международную кампанию за ликвидацию пыток как средства государственной политики. В докладе «Пытки в восьмидесятых» (1984) анализируются условия их применения, перечисляются данные о пытках или бесчеловечном обращении с узниками в 98 странах; предлагаются меры предупреждения беззаконий.

Помимо прямого вмешательства, «М.а.» проводит общественные кампании, пресс-конференции, выпускает информационные бюллетени, поддерживает различные программы ознакомления общественности с мероприятиями по защите прав человека.

 

Ранее опубликовано:

Лауреаты Нобелевской премии: Энциклопедия: Пер. с англ.– М.: Прогресс, 1992.
© The H.W. Wilson Company, 1987.
© Перевод на русский язык с дополнениями, издательство «Прогресс», 1992.

Дата публикации:

4 мая 2001 года

Электронная версия:

© НиТ. Лауреаты Нобелевской премии, 1998

В начало сайта | Книги | Статьи | Журналы | Нобелевские лауреаты | Издания НиТ | Подписка
Карта сайта | Cовместные проекты | Журнал «Сумбур» | Игумен Валериан | Техническая библиотека
© МОО «Наука и техника», 1997...2017
Об организацииАудиторияСвязаться с намиРазместить рекламуПравовая информация
Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика