Перейти в начало сайта Перейти в начало сайта
Электронная библиотека «Наука и техника»
n-t.ru: Наука и техника
Начало сайта / Лауреаты Нобелевской премии / Премия по литературе
Начало сайта / Лауреаты Нобелевской премии / Премия по литературе

Научные статьи

Физика звёзд

Физика микромира

Журналы

Природа

Наука и жизнь

Природа и люди

Техника – молодёжи

Нобелевские лауреаты

Премия по физике

Премия по химии

Премия по литературе

Премия по медицине

Премия по экономике

Премия мира

Книги

Во главе двух академий

Как люди научились летать

Культура. Техника. Образование

Превращение элементов

Смотри в корень!

Яды – вчера и сегодня

Издания НиТ

Батарейки и аккумуляторы

Охранные системы

Источники энергии

Свет и тепло

Научно-популярные статьи

Наука сегодня

Научные гипотезы

Теория относительности

История науки

Научные развлечения

Техника сегодня

История техники

Измерения в технике

Источники энергии

Наука и религия

Мир, в котором мы живём

Лит. творчество ученых

Человек и общество

Образование

Разное

ПИРАНДЕЛЛО (Pirandello), Луиджи

28 июня 1867 г. – 10 декабря 1936 г.

Нобелевская премия по литературе, 1934 г.

 

Луиджи Пиранделло, итальянский драматург, новеллист и романист, родился в Джирдженти (ныне Агридженто) на Сицилии и был вторым из шести детей в семье преуспевающего владельца рудника по добыче серы. Литературный талант будущего писателя проявился уже в школе; еще подростком он сочинял стихи, написал трагедию «Варвар» («Barbaro»), которая не сохранилась.

После безуспешной попытки приобщиться к семейному бизнесу П. поступает в Римский университет (1887), однако через год, недовольный уровнем преподавания, переводится в Боннский университет, где изучает литературу и философию, и в 1891 г. получает диплом по романской филологии, написав работу о сицилианских диалектах. В 1889 г. выходит первый поэтический сборник П. «Радостная боль» («Mal giocondo»), в котором чувствуется влияние Джозуэ Кардуччи. Закончив учебу, П. остается в Бонне и еще год читает лекции в университете.

Вернувшись в 1893 г. в Рим и заручившись финансовой поддержкой отца, П. начинает писать: его первый роман «Отвергнутая» («L'esclusa») выходит в 1901 г., а написанный в традициях веризма первый сборник новелл «Любовь без любви» («Amori senz amore») – в 1894 г., в том же году писатель женится на Антуаньетте Портулато, дочери компаньона отца, от брака с которой у него было двое сыновей и дочь. В 1898 г. П. становится профессором итальянской литературы в педагогическом колледже в Риме, где преподает до 1922 г. Свою первую пьесу, одноактную драму «Эпилог» («L'epilogo»), П. пишет в 1898 г., однако в театре она была поставлена только через 12 лет, в 1910 г., под названием «Укус» («La morsa»).

В 1903 г. в результате наводнения был разрушен отцовский рудник, и теперь литература и преподавание остались для П. единственным средством к существовав нию. В 1904 г. жена писателя перенесла серьезный нервный срыв и в течение последующих 15 лет страдала манией преследования, устраивала мужу из ревности истерики, и в 1919 г. П. вынужден был поместить ее в психиатрическую клинику.

Несмотря на семейные и финансовые неурядицы, П. продолжает писать и печататься. Большой успех выпадает на долю его третьего романа «Покойный Маттиа Паскаль» («Il fu Mattia Pascal», 1904), где отчетливо звучит тема «лица и маски». Теоретические и эстетические взгляды на искусство писатель изложил в двух книгах 1908 г.: статье «Юмор» («L'umorismo»), где раскрывается его сложное трагикомическое видение мира, и сборнике эссе «Наука и искусство» («Arte e scienza»).

До 1915 г., когда была поставлена первая трехактная пьеса П. «Если это не так...» («Se non cosi...»), писатель работал в основном в жанре романа и новеллы: однако после 1915 г. целиком посвящает себя драматургии, давшей ему возможность жить безбедно и со временем оставить преподавательскую деятельность. С 1915 по 1921 г. П. пишет 16 пьес, причем все они шли на сцене. Особый успех у критики и зрителей имела пьеса «Это так (если вам так кажется)» («Cosi e (se vi pare)»), поставленная в 1917 г.

Международное признание приносит П. пьеса «Шесть персонажей в поисках автора» («Se personaggi in cerca d'autore», 1921), которая с огромным успехом с 1922 г. идет на сценах Лондона и Нью-Йорка. Однако римская премьера этой пьесы, самой популярной из 44 пьес драматурга, закончилась скандалом: зрители были оскорблены рассуждениями персонажей об относительности добра и истины. Премьера пьесы «Генрих IV» («Enrico IV»), по мнению многих критиков – вершины творчества П., также состоялась в 1922 г.

В своих зрелых произведениях П. развивает тему иллюзорности человеческого опыта и непостоянства личности; его герои лишены постоянных ценностей, черты их характера размыты. В мире П. личность относительна, а истина – лишь то, что происходит в данный момент. Писатель срывал со своих персонажей маски, освобождал от иллюзий, придирчиво исследовал их интеллект и личность. П. находился под большим влиянием теории подсознательного, выдвинутой французским психологом-экспериментатором Альфредом Бине. Еще в бытность свою преподавателем Боннского университета П. познакомился с работами немецких философов-идеалистов. В нестабильности человеческой психики писатель убедился и на собственном опыте, в течение 15 лет ухаживая за психически больной женой.

Со временем П. становится не только знаменитым драматургом, но и не менее известным режиссером, осуществлявшим постановки собственных пьес. В 1923 г. писатель вступает в фашистскую партию и при поддержке Муссолини создает в Риме Национальный художественный театр, который в 1925...1926 гг. совершает турне по странам Европы, а в 1927 г. – по Южной Америке. Ведущая актриса театра, Марта Абба, становится для драматурга постоянным источником вдохновения. Несмотря на государственные субсидии, театр со временем начинает испытывать серьезные финансовые затруднения, и в 1928 г. труппа распускается.

По мнению некоторых исследователей, П. вел себя с фашистами как соглашатель, приспособленец. В защиту писателя следует сказать, что он не раз во всеуслышание заявлял о своей аполитичности, в ряде случаев выступал с критикой фашистской партии, в связи с чем после закрытия Национального художественного театра у него возникли трудности с постановкой в Италии своих пьес. Некоторое время П. живет в Париже и Берлине, много путешествует и в 1933 г., по личной просьбе Муссолини, возвращается на родину.

В 1934 г. П. получает Нобелевскую премию по литературе «за творческую смелость и изобретательность в возрождении драматургического и сценического искусства». В своей речи Пер Хальстрём, член Шведской академии, отметил, что «самая замечательная черта искусства П. заключается в его почти магической способности сделать из психологического анализа хорошую пьесу». В ответной речи П. объяснил свои творческие возможности «любовью и уважением к жизни, без которых было бы невозможно перенести горькие разочарования, тяжкий опыт, жестокие раны и те ошибки невинности, что придают глубину и ценность нашему опыту».

П. умер в Риме 10 декабря 1936 г.; согласно его последней воле, похороны проходили без публичной церемонии, прах писателя был предан земле на его родине в Сицилии.

Хотя новеллы писателя получили достаточно высокую оценку критики, наибольший вклад в литературу П. внес как драматург, отступивший от традиционной формы и выдвинувший новые темы и проблемы. Американский критик Мартин Эсслин сравнивал влияние революционных идей П. в области человеческой психики «с влиянием на физику теории относительности Альберта Эйнштейна», а американский литературовед Роберт Брустайн объяснил, что общего между новаторскими по духу пьесами «Шесть персонажей в поисках автора», «Каждый по-своему» («Ciascuno a suo modo», 1924) и «Сегодня мы импровизируем» («Questa sera si recita a soggetto», 1930): «В этих пьесах приемы реалистического театра, где актеры кажутся настоящими людьми, декорации выдаются за настоящий дом, а придуманные события – за действительно имевшие место, больше не используются. Теперь сцена – это сцена, актеры – это актеры, и даже зрители, которые раньше были молчаливыми свидетелями «заговора», теперь являются полноправными участниками театрального действа». По мнению американского критика и режиссера Эрика Бентли, «П. изобразил борение интеллекта с чувством, переход одного в другое...».

Творчество П. часто рассматривают как итог психологических исканий, начатых в пьесах Генрика Ибсена и Августа Стриндберга. В свою очередь П. оказал влияние на таких европейских драматургов, как Жан Ануй, Жан Поль Сартр, Сэмюэл Беккет, Эжен Ионеско, Жан Жене. Брустайн говорит о влиянии П. на Юджина О'Нила, Эдварда Олби и Гарольда Пинтера. «Из одного этого перечня, – замечает Брустайн, – можно сделать вывод, что П. – это один из наиболее влиятельных драматургов нашего времени».

 

Ранее опубликовано:

Лауреаты Нобелевской премии: Энциклопедия: Пер. с англ.– М.: Прогресс, 1992.
© The H.W. Wilson Company, 1987.
© Перевод на русский язык с дополнениями, издательство «Прогресс», 1992.

Дата публикации:

4 мая 2001 года

Электронная версия:

© НиТ. Лауреаты Нобелевской премии, 1998

В начало сайта | Книги | Статьи | Журналы | Нобелевские лауреаты | Издания НиТ | Подписка
Карта сайта | Cовместные проекты | Журнал «Сумбур» | Игумен Валериан | Техническая библиотека
© МОО «Наука и техника», 1997...2017
Об организацииАудиторияСвязаться с намиРазместить рекламуПравовая информация
Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика