Перейти в начало сайта Перейти в начало сайта
Электронная библиотека «Наука и техника»
n-t.ru: Наука и техника
Начало сайта / Лауреаты Нобелевской премии / Премия по литературе
Начало сайта / Лауреаты Нобелевской премии / Премия по литературе

Научные статьи

Физика звёзд

Физика микромира

Журналы

Природа

Наука и жизнь

Природа и люди

Техника – молодёжи

Нобелевские лауреаты

Премия по физике

Премия по химии

Премия по литературе

Премия по медицине

Премия по экономике

Премия мира

Книги

Бермудский треугольник: мифы и реальность

Время, хранимое как драгоценность

Люди и биты. Информационный взрыв: что он несет

Парадокс XX века

Приключения великих уравнений

Физики продолжают шутить

Издания НиТ

Батарейки и аккумуляторы

Охранные системы

Источники энергии

Свет и тепло

Научно-популярные статьи

Наука сегодня

Научные гипотезы

Теория относительности

История науки

Научные развлечения

Техника сегодня

История техники

Измерения в технике

Источники энергии

Наука и религия

Мир, в котором мы живём

Лит. творчество ученых

Человек и общество

Образование

Разное

МИСТРАЛЬ (Mistral), Фредерик

8 сентября 1830 г. – 25 марта 1914 г.

Нобелевская премия по литературе, 1904 г.
совместно с Хосе Эчегараем

 

Провансальский поэт Фредерик Мистраль родился в деревне Мейан, расположенной в долине реки Роны, на юге Франции. Он был единственным сыном Франсуа Мистраля, зажиточного землевладельца, и его второй жены, урожденной Делед Пулине. В семье говорили на провансальском языке, который существенно отличается от французского литературного языка. Он ходил в местную школу, но так часто прогуливал, что родители отправили его в пансион в Авиньоне. Несмотря на насмешки соучеников, М. упорно говорил на своем родном языке и даже перевел на провансальский первую эклогу Вергилия. Энтузиастом провансальского языка был и его учитель Жозеф Руманиль, писавший стихи на провансальском и мечтавший возродить этот язык.

Вернувшись в 1847 г. в Мейан, М. пишет провансальскую поэму в четырех песнях, и, сознавая его несомненные способности, отец посылает юношу в Эксан-Прованс изучать право. Получив в 1851 г. диплом, М. целиком посвящает себя литературе и в следующем году издает свою первую поэму. В 1854 г. М., Руманиль и еще несколько литераторов объединяются для возрождения великих традиций провансальской литературы, расцвет которой приходился на XII...XIII вв. Называя себя «felibres» («фелибрами»), т.е. провансальскими поэтами, они издавали ежегодный журнал «Альманах Прованса» («Armana Prouvencau»), в котором печатались программные статьи и тираж которого со временем достиг 10 тыс.

Пасторальная эпическая поэма «Мирейо» (Mireio, 1859) стала первым крупным вкладом М. в провансальское литературное движение (Фелибриж). В 748 написанных семистишиями строфах поэт рассказывает историю молодой женщины, которая не смогла добиться согласия родителей на брак с любимым человеком, убежала из дома и нашла приют в церкви Трех Марий на острове Ля-Камарг в дельте Роны. Она умирает от солнечного удара, перед смертью ей являются три Марии. В эту поэму М. ввел также красочные сцены своей юности, проведенной на семейной ферме, картины повседневной жизни провансальской деревни.

Адольф Дюма, провансальский писатель, живший в Париже, уговорил М. преподнести экземпляр «Мирейо» французскому поэту Альфонсу де Ламартину, который, высоко оценив поэму, воскликнул: «Родился великий поэт!» Такого же мнения придерживались и другие известные писатели и критики, в том числе и Стефан Малларме, который назвал М. «одним из бриллиантов Млечного Пути». В 1864 г. в Париже состоялась премьера оперы Шарля Гуно «Мирейль», в основу которой легла поэма М.

Проведя два месяца в Париже, М. возвращается в Прованс и заканчивает «Календо» («Calendau»), поэму, которую он начал до «Мирейо», но которая появилась лишь в 1867 г. В 1875 г. выходит сборник лирических стихов М. «Золотые острова» («Lis Isclo д'Or»), а в 1876 г. поэт женится на Мари Ривьер, молодой женщине из Дижона.

Большую же часть времени М. уделяет фелибрам: председательствует на собраниях, ведет переписку, пишет предисловия к книгам на провансальском языке, а также работает над провансальской орфографией и грамматикой. Его провансальско-французский словарь «Сокровище Фелибрижа» («Lou Tresor dou Felibrige») выходил с 1880 по 1886 г. «Сокровище Фелибрижа» – это не только словарь, а своего рода энциклопедия, вобравшая в себя все богатство диалектов, фольклора, традиций и верований.

В 1884 г. вышла в свет поэма М. «Нерто» («Nerto») о последних днях папского правления в Авиньоне, а 6 лет спустя поэт закончил свою единственную драму «Королева Жано» («La Reino Jano»). Последняя эпическая поэма М. – «Поэма о Роне» («Lou Pouemo dou Rose», 1897) – воспевает реку Рону и города, расположенные на ее берегах.

В 1904 г., в год 50-летней годовщины движения фелибров, М. получил Нобелевскую премию по литературе (которую он разделил с Хосе Эчегараем) «за свежесть и оригинальность поэтических произведений, правдиво отражающих дух народа». В своей речи член Шведской академии С.Д. Вирсен напомнил собравшимся, что главным критерием для этой награды сам Альфред Нобель считал «идеализм», качество, «в котором никак нельзя отказать человеку, посвятившему всю свою жизнь идеалу возрождения национального духа, родного языка и литературы». По болезни М. не смог приехать в Стокгольм и даже не написал традиционной лекции.

Двумя последними произведениями М. стали «Мемуары Мистраля» («Moun espelido», 1906), воспоминания о его юности, и «Сбор олив» («Les Olivadou», 1912), сборник коротких лирических стихотворений на темы провансальского фольклора. На собственные средства М. основал Музей Арлатен, музей провансальской народной культуры, для которого он собирал образцы цветов, камней, археологические экспонаты.

Изучая надпись на церковном колоколе в Мейане, М. простудился, заболел бронхитом и умер 25 марта 1914 г. в возрасте 83 лет.

Поставив М. в ряд с такими писателями, как Роберт Берне и Вальтер Скотт, английский романист и поэт Ричард Олдингтон отметил, что «М. представляет современный Прованс с такой силой, полнотой и яркостью, что трудно найти ему равных». Французский историк и писатель Андре Шамсон отмечал, что больше всего во Франции М. критикуют за то, что его творчество является «последним побегом вышедшего из моды искусства». В этой связи Шамсон подчеркивал, что «если М. и не стремился выразить то, что представляет всеобщий интерес», его провансальская. тематика поучительна. «Читая провансальские стихи М., – писал Шамсон, – мы убеждаемся, что цивилизации хоть и смертны, но никогда не исчезают».

 

Ранее опубликовано:

Лауреаты Нобелевской премии: Энциклопедия: Пер. с англ.– М.: Прогресс, 1992.
© The H.W. Wilson Company, 1987.
© Перевод на русский язык с дополнениями, издательство «Прогресс», 1992.

Дата публикации:

4 мая 2001 года

Электронная версия:

© НиТ. Лауреаты Нобелевской премии, 1998

В начало сайта | Книги | Статьи | Журналы | Нобелевские лауреаты | Издания НиТ | Подписка
Карта сайта | Cовместные проекты | Журнал «Сумбур» | Игумен Валериан | Техническая библиотека
© МОО «Наука и техника», 1997...2017
Об организацииАудиторияСвязаться с намиРазместить рекламуПравовая информация
Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика