Перейти в начало сайта Перейти в начало сайта
Электронная библиотека «Наука и техника»
n-t.ru: Наука и техника
Начало сайта / Лауреаты Нобелевской премии / Премия по литературе
Начало сайта / Лауреаты Нобелевской премии / Премия по литературе

Научные статьи

Физика звёзд

Физика микромира

Журналы

Природа

Наука и жизнь

Природа и люди

Техника – молодёжи

Нобелевские лауреаты

Премия по физике

Премия по химии

Премия по литературе

Премия по медицине

Премия по экономике

Премия мира

Книги

Архимед

Как мы видим то, что видим

Магнит за три тысячелетия

Парадокс XX века

Приключения великих уравнений

Химия вокруг нас

Издания НиТ

Батарейки и аккумуляторы

Охранные системы

Источники энергии

Свет и тепло

Научно-популярные статьи

Наука сегодня

Научные гипотезы

Теория относительности

История науки

Научные развлечения

Техника сегодня

История техники

Измерения в технике

Источники энергии

Наука и религия

Мир, в котором мы живём

Лит. творчество ученых

Человек и общество

Образование

Разное

ХЕЙДЕНСТАМ (Heidenstam), Вернер фон

6 июля 1859 г. – 20 мая 1940 г.

Нобелевская премия по литературе, 1916 г.

 

Шведский поэт и романист Карл Густаф Вернер фон Хейденстам родился в Эльсхаммаре, на берегу озера Веттерн в Южной Швеции, в поместье своего деда, в древней аристократической и богатой семье. Его отец, Нильс Густаф фон Хейденстам, был инженером и – как многие в роду – военным, а мать, урожденная Магдалена Шарлотта Рюттершелд, принадлежала к местной знати. Вернер, застенчивый и физически слабый мальчик, большую часть года проводил в Стокгольме, а на лето вместе с родителями и многочисленной родней выезжал в Эльсхаммар, где зачитывался стихами и героическими сагами.

В надежде на то, что климат Средиземноморья пойдет сыну на пользу, родители отправляют Вернера за границу. Путешествуя по Ближнему Востоку, Греции и Италии, юноша, говоря его же словами, «в наиболее восприимчивом возрасте окунулся в многонациональную атмосферу южных стран». «Вместо того чтобы изучать античность в лекционных залах провинциального университета, я ступал по земле афинского Акрополя. Вместо того чтобы впитывать в себя современную христианскую культуру, я с головой погрузился в Восток», – вспоминал X. Вернувшись в 1880 г. в Швецию, X. женился на швейцарке Эмилии Уггла. Определенных планов на будущее у него не было, но путешествия возбудили в нем интерес к искусству, и отец решил послать молодого человека учиться в Париж. X. с молодой женой едут сначала в Рим, а оттуда – во Францию, где Вернер занимается живописью в Школе изящных искусств под руководством Жана Леона Жерома.

Летом 1886 г. X. с женой поселился в Шлосс-Брюнегге, средневековом замке в кантоне Ааргау, в Северной Швейцарии, где будущий поэт знакомится с драматургом Августом Стриндбергом. Хотя Стриндберг был на несколько лет старше X. и уже тогда пользовался репутацией известного писателя, молодые люди подружились и подолгу беседовали, обсуждая свои творческие планы, а также пытаясь предугадать будущее шведской литературы и культуры. Приблизительно в это же время X. понял, что поэзия, а не живопись является его истинным призванием.

В 1887 г. X. вернулся в Швецию, поселился в Эльсхаммаре, а через год выпустил первый сборник стихов «Паломничество и годы странствий» ("Vallfart och vandringsar"), который сразу же принес ему широкую известность. Навеянные путешествием по Средиземноморью, эти стихи проникнуты восточной экзотикой и детскими воспоминаниями. Как писал Стефан Бьорк, «критика устоев, моральных ценностей подспудно ощущается в его сказаниях, притчах и восточных зарисовках, чьи чувственные, соблазнительные краски вызвали огромный читательский интерес». Помимо экзотики и красочности, стихи подкупали также броской, колоритной образностью, контрастирующей с мрачной натуралистической литературой того времени.

В течение следующего десятилетия X. писал много. Классический мир Средиземноморья нашел отражение в его романе «Эндимион» ("Endymion", 1889), за которым последовала брошюра «Ренессанс» ("Renassans", 1890), литературный манифест, где писатель критикует натурализм и призывает к созданию новой эстетики, основанной на богатом воображении, живом чувстве красоты и смелом, но не упадническом реализме. Эти взгляды получили свое воплощение в «Гансе Альенусе» ("Hans Alienus", 1892), романе в прозе и стихах, где похожий на Фауста герой ищет смысл жизни. Через три года после смерти первой жены (1893) X. женится на Ольге Виберг, однако второй брак с самого начала оказался непрочным и закончился разводом. В 1900 г. поэт женится на Гретте Шеберг, которая была почти на двадцать лет моложе его.

После выхода в свет второго поэтического сборника X. «Стихи» ("Dikter") поэт становится ведущей фигурой в шведской литературе. По мнению американского критика Алрика Густафсона, «от «Стихов» веет оптимизмом, чувствуется возвышенная, глубокая страсть к жизни... «Стихи» проникнуты гуманизмом, который коренится в исторической памяти поэта, в его преклонении перед героическим прошлым Швеции».

Увлечение X. шведской историей, попытка создать новый национальный миф отразились в его самой известной книге «Войны Карла XII» ("Karolinerna", 1897...1898), цикле тематически связанных между собой рассказов о солдатах Карла XII, при котором Швеция стала мощной европейской державой. Изображая Карла бескомпромиссным, готовым к самопожертвованию героем, который представляет нравственный идеал нации, X., по мнению Густафсона, косвенно подвергает «резкой критике материализм в культуре Швеции на рубеже XIX и XX столетий».

Прошлому Швеции посвящены лучшие книги X. Роман «Паломничество святой Биргитты» ("Heliga Birgittas pilgrirnsfard", 1901), двухтомный роман «Древо Фолькунгов» ("Folkunga Tradet", 1905...1907) и двухтомная поэма в прозе «Шведы и их вожди» ("Svenskarna och deras hovdingar", 1908...1910), где выведены крупнейшие исторические фигуры Швеции, отличаются глубоким идеализмом и патриотическим духом.

Работая над этими книгами, X. постепенно отходит от радикальных идей, которых он придерживался, находясь под влиянием прогрессивной европейской мысли, и возвращается в аристократический мир своего детства. Когда Стриндберг, выдававший себя в те годы за прогрессивного лидера рабочего класса, выступил в прессе с критикой X. (1910), между писателями началась бурная полемика. Впоследствии противники X. прозвали его «поэтом юнкеров» («юнкерами» называли консервативных, милитаристски настроенных землевладельцев Пруссии). Писатель и в самом деле активно выступал в защиту аристократии.

Тем не менее «Новые стихи» ("Nya Dikter", 1915) лишний раз подтвердили его репутацию выдающегося лирического поэта Швеции. В этих строгих классических стихотворениях, написанных между 1895 и 1910 гг., критики увидели ясность и проникновенность, в которых не было и малейшего намека на желчность или на упадок творческих сил.

В 1916 г. X. был награжден Нобелевской премией «как виднейший представитель новой эпохи в мировой литературе». Из-за продолжавшейся первой мировой войны торжественной церемонии награждения не было; в официальном критическом и биографическом очерке, подготовленном для Шведской академии, шведский критик Свен Седерман назвал X. «самой яркой звездой в созвездии самобытных художников, которые возродили шведскую поэзию в конце прошлого столетия».

Со времени получения Нобелевской премии и до самой смерти X. не выпустил ни одной новой книги. Правда, писатель закончил «Когда цвели каштаны» ("Nar kastanjerna blommade"), несколько идеализированные воспоминания о детстве, вышедшие в 1941 г. уже после его смерти. В 20-е гг. X. построил себе дом в Эвралиде, у озера Веттерн, где спокойно и безмятежно жил до самой смерти. X. умер 20 мая 1940 г. в возрасте 80 лет.

В период творческого расцвета X. вместе со Стриндбергом, своим другом, а в дальнейшем политическим оппонентом, считался лучшим поэтом Швеции, однако, когда писатель умер, интерес к нему снизился и в конце концов пропал вовсе. Сейчас его книги вышли из читательского обихода, и X. вспоминают главным образом историки литературы за его вклад в развитие современной шведской поэзии и прозы.

 

Ранее опубликовано:

Лауреаты Нобелевской премии: Энциклопедия: Пер. с англ.– М.: Прогресс, 1992.
© The H.W. Wilson Company, 1987.
© Перевод на русский язык с дополнениями, издательство «Прогресс», 1992.

Дата публикации:

15 октября 1999 года

Электронная версия:

© НиТ. Лауреаты Нобелевской премии, 1998

В начало сайта | Книги | Статьи | Журналы | Нобелевские лауреаты | Издания НиТ | Подписка
Карта сайта | Cовместные проекты | Журнал «Сумбур» | Игумен Валериан | Техническая библиотека
© МОО «Наука и техника», 1997...2016
Об организацииАудиторияСвязаться с намиРазместить рекламуПравовая информация
Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика