Перейти в начало сайта Перейти в начало сайта
Электронная библиотека «Наука и техника»
n-t.ru: Наука и техника
Начало сайта / Лауреаты Нобелевской премии / Премия по литературе
Начало сайта / Лауреаты Нобелевской премии / Премия по литературе

Научные статьи

Физика звёзд

Физика микромира

Журналы

Природа

Наука и жизнь

Природа и люди

Техника – молодёжи

Нобелевские лауреаты

Премия по физике

Премия по химии

Премия по литературе

Премия по медицине

Премия по экономике

Премия мира

Книги

В поисках «энергетической капсулы»

Законы Паркинсона

Люди и биты. Информационный взрыв: что он несет

Парадоксы науки

Луи де Бройль. Революция в физике

Часы. От гномона до атомных часов

Издания НиТ

Батарейки и аккумуляторы

Охранные системы

Источники энергии

Свет и тепло

Научно-популярные статьи

Наука сегодня

Научные гипотезы

Теория относительности

История науки

Научные развлечения

Техника сегодня

История техники

Измерения в технике

Источники энергии

Наука и религия

Мир, в котором мы живём

Лит. творчество ученых

Человек и общество

Образование

Разное

ХИНИ (Heaney), Шеймас

род. 13 апреля 1939 г.

Нобелевская премия по литературе, 1995 г.

 

Шеймас Джастин Хини родился 13 апреля 1939 на ферме в Кастлдоусоне (графство Дерри, Северная Ирландия). В 1961 окончил Королевский университет в Белфасте. В 1976...1982 преподавал в Кэрисфорт-колледже в Дублине, в 1982 стал преподавателем Гарвардского университета, с 1984 – в должности профессора. Работал также в Оксфордском университете (1989...1994). В 1965 г. он женился на Мэри Девлин, имеет трех сыновей.

Три первых поэтических сборника Хини «Смерть натуралиста» (1966), «Дверь во тьму» (1969) и «Конец зимы» (1972) заявляют неотступно преследующие его поэзию мотивы: смерти и земли. Земли – как символа судьбы, как основы и начала всего, где соединяется разрушение и созидание, вечного упокоения и рождения заново, самовоплощения и саморастворения.

Метафору насилия над человеческой личностью Хини находит в открытиях, сделанных во время археологических раскопок на торфяных болотах в Ирландии и странах Северной Европы. В 1969 Хини прочел книгу «Болотный народ», написанную археологом П.В. Глобом. Хотя первое из так называемых «болотных стихотворений» Хини появилось в сборнике «Дверь во тьму», цикл был продолжен и в сборнике «Север» (1975). В том же году восемь из этих стихотворений вышли отдельной книгой, изданной небольшим тиражом и названной «болотные стихи». Многие критики склонны считать «Север» лучшим поэтическим сборником Хини, где вновь история и мифология становятся для него подтверждением мотива об универсальности насилия и страдания.

Стихи, составившие сборник «Полевые работы» (1979), объемлют значительно более широкий спектр тем. Хвалебные голоса критиков раздавались по поводу некоторых любовных стихотворений, в особенности «Сбор урожая». В цикле «Гленморские сонеты», состоящем из десяти стихотворений, Хини описывает цветущую природу Ирландии.

Основные темы и составляющие поэзии Хини – древняя кельтская культура, растворяющаяся в культуре, привнесенной англичанами, католицизм, подтачиваемый изнутри ироничностью образованного провинциала, провинциальная литературная традиция в ее соприкосновении с традицией континентальной, – все это стало предметом поэмы «Остров покаяния», вошедшей в одноименный сборник (1984). Один из циклов сборника, названный «Безумный Суини», доносит истинный голос Хини.

После сборника «Боярышниковый фонарь» (1987) выходит сборник «Видение предметов» (1991), воссоздающий визионерские искания поэта, его обращение к прошлому.

В сборнике «Видение предметов» (1991) правдивый реализм объединяется с глубиной этической проблематики, тревогой за ситуацию в Северной Ирландии. Но именно в Ирландии Хини нашел наиболее непримиримых своих критиков, которые нередко отказывались видеть в нем сугубо национального поэта.

В центре внимания Хини-поэта тема нарушения физического, морального и политического равновесия в социуме. Недаром в сборнике «Поэзия-возместительница» (1995), состоящем из лекций, которые Хини читал в Оксфорде, главным является тезис, что поэзия способна восстанавливать душевное равновесие, служить противовесом всем темным, античеловеческим элементам мира.

Как эссеист, Хини известен произведениями «Предпочтения» (1980), «Единоначалие речи» (1986).

В 1995 г. Хини была присуждена Нобелевская премия «за лирическую красоту и этическую глубину поэзии, открывающую перед нами удивительные будни и оживающее прошлое».

«Уровень души» (1996) стал первым сборником, вышедшим после присуждения поэту Нобелевской премии. Эссе, посвященные поэзии и отдельным поэтам, вошли в сборник «Заботы: Избранная проза», 1968...1978 (1980). В 1991 был опубликован том «Избранные стихотворения»; второй том, «Открытая земля: Избранные стихи», 1966...1996, вышел в 1998.

Выполненный Хини перевод памятника англосаксонского средневекового эпоса «Беовульф» в 2000 году вошел в список бестселлеров и в Англии, и в США. Поэтический сборник Хини «Электрический свет» (2001) был назван «осознанным подведением итогов большим мастером, размышляющим об истоках и о неизбежно подступающем финале своей жизни и своего искусства»

 

Источники информации:

  1. Енциклопедичний довідник «Лауреати Нобелівської премії. 1901 – 2001». Видання ювілейне. К.: «Український видавничий центр», 2001.
  2. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 1998.

Дата публикации:

9 декабря 2002 года

Электронная версия:

© НиТ. Лауреаты Нобелевской премии, 1998

В начало сайта | Книги | Статьи | Журналы | Нобелевские лауреаты | Издания НиТ | Подписка
Карта сайта | Cовместные проекты | Журнал «Сумбур» | Игумен Валериан | Техническая библиотека
© МОО «Наука и техника», 1997...2017
Об организацииАудиторияСвязаться с намиРазместить рекламуПравовая информация
Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика