Перейти в начало сайта Перейти в начало сайта
Электронная библиотека «Наука и техника»
n-t.ru: Наука и техника
Начало сайта / Лауреаты Нобелевской премии / Премия по литературе
Начало сайта / Лауреаты Нобелевской премии / Премия по литературе

Научные статьи

Физика звёзд

Физика микромира

Научно-популярные статьи

Журналы

Природа

Наука и жизнь

Природа и люди

Техника – молодёжи

Нобелевские лауреаты

Премия по физике

Премия по химии

Премия по литературе

Премия по медицине

Премия по экономике

Премия мира

Книги

Во главе двух академий

Загадки простой воды

Механизм ответственной власти

Парадоксы науки

Луи де Бройль. Революция в физике

Этюды о Вселенной

Издания НиТ

Батарейки и аккумуляторы

Охранные системы

Источники энергии

Свет и тепло

Препринт

Наука сегодня

Научные гипотезы

Теория относительности

История науки

Научные развлечения

Техника сегодня

История техники

Измерения в технике

Источники энергии

Наука и религия

Мир, в котором мы живём

Лит. творчество ученых

Человек и общество

Образование

Разное

ГАУПТМАН (Hauptmann), Герхарт

15 ноября 1862 г. – 6 июня 1946 г.

Нобелевская премия по литературе, 1912 г.

 

Немецкий драматург и романист Герхарт Иоханн Роберт Гауптман родился в Оберзальцбрунне (ныне Щавно-Здруй, Польша), известном курорте в Силезии. Он был младшим из четырех детей Роберта Гауптмана, владельца фешенебельного отеля, и Марии Штрелер. Учился Герхарт в сельской школе, где изучал латынь, и в гимназии в Бреслау (ныне Вроцлав, Польша). Однако к своим занятиям юноша проявлял мало интереса, считая школу «пыткой», и в возрасте 15 лет был отправлен изучать фермерское дело в имении своего дяди, где он жил в течение года. Хотя пребывание Герхарта на ферме было кратковременным, опыт, который он приобрел, в дальнейшем сказался. «Я именно тогда стал понимать, что я собой представляю, чего стою и каковы мои права, – писал Г. 30 лет спустя. – Я приобрел независимость, решительность и собственный взгляд на мир – все то, чем располагаю и теперь».

В 1880 г. по совету своего брата Карла Г. поступил в Академию художеств в Бреслау в класс скульптуры, а в следующем году обручился с Марией Тинеман, состоятельной женщиной, которая на первых порах оказывала своему жениху солидную материальную помощь. Учась на историческом факультете Йенского университета, Г. сблизился с видным немецким биологом и философом Эрнстом Геккелем, который познакомил его с идеями Чарлза Дарвина, оказавшего своими теориями большое влияние на развитие реализма в европейских литературах.

Изучая скульптуру в Риме в 1883...1884 гг., Г. заинтересовался античным искусством и написал эпико-романтическую поэму по мотивам мифа о Прометее. В 1885 г. он женится на Марии Тинеман и поселяется в городке Эркнере в пригороде Берлина, где попадает в среду прогрессивно мыслящих интеллектуалов и с увлечением читает Маркса, Энгельса, Толстого, Золя и Ибсена.

Несмотря на то что натурализм в это время уже прочно укоренился в литературе России, Франции и скандинавских стран, в Германии этот художественный метод распространен не был, романтизм оставался основным литературным жанром немецкой литературы. В 1889 г. группа немецких писателей и критиков создала театр-студию «Свободная сцена», где сначала были поставлены «Призраки» Ибсена, а затем первая пьеса Г. «Перед восходом солнца» ("Vor Sonnenaufgang", 1889) – трагическая история быстрого обогащения и столь же быстрого краха крестьянской семьи, написанная на силезском диалекте. Первая натуралистическая драма на немецком языке, эта пьеса потрясла публику своим беспощадным правдоподобием и живым народным языком; благодаря ее скандальному успеху о Г. заговорили как о серьезном, подающем надежды драматурге.

На двух следующих пьесах Г., «Праздник перемирия» ("Das Friedensfest", 1890) и «Одинокие» ("Einsame Menschen", 1891), сказалось влияние Ибсена. Истинное же признание принесла Г. пьеса «Ткачи» ("Die Weber", 1893), выдержанное в реалистическом ключе описание забастовки силезских ткачей 1844 года. Драматург отказывается здесь от традиционного деления действующих лиц на положительных и отрицательных, от нравственного суда над своими героями.

«Бобровая шуба» ("Der Biberpelz", 1893), сатирическая комедия о покладистой прачке, также написана в натуралистической манере. Однако в следующей пьесе, «Вознесение Ханнеле» («Наnnеles Himmelfahrt", 1894), Г. удивил и зрителей и критиков отходом от натурализма к символизму и фантазии. В этой пьесе натуралистические сцены в прозе, рисующие жизнь затравленной 14-летней девочки, чередуются со стихотворными пассажами, представляющими собой ее мечты. Возвращаясь к натурализму во «Флориане Гейере» ("Florian Geyer", 1896), Г. создает широкую историческую панораму крестьянской войны 1524...1525 гг. В «Потонувшем колоколе» ("Die versunkene Glocke", 1897) Г., изображая мытарства художника, мастера, широко пользуется элементами сказки, предания, поверья.

Между тем Г. преследовали семейные неурядицы. В 1900 г. молодая скрипачка и актриса Маргарет Маршалк родила от него сына. В следующем году Г. строит дом в Агнетендорфе (ныне Ягнякув, Польша), куда переезжает вместе с Маршалк и ребенком. В 1904 г., после развода с женой, от которой у него было трое детей, он женится на Маршалк.

Расстроенный падающей популярностью и отсутствием творческой энергии, Г, в 1907 г. отправляется в Грецию, где создает «Греческую весну» ("Griechischer Fruhling", 1908). Написанная в форме путевого дневника, эта книга в действительности представляет собой попытку Г. разобраться в противоречии между приверженностью к христианскому наследию и тягой к язычеству античной культуры. Этой же теме посвящены и два романа: «Юродивый Эммануэль Квинт» ("Der Narr in Christo Emmanuel Quint", 1910) – история о силезском плотнике, современном мистике, чья жизнь сравнивается с жизнью Иисуса; и «Остров великой матери» ("Die Insel der grossen Mutter", 1912).

B 1912 году Г. был награжден Нобелевской премией «прежде всего в знак признания плодотворной, разнообразной и выдающейся деятельности в области драматического искусства». Представитель Шведской академии Ханс Хильдебранд в своей речи с похвалой отозвался о способности Г. «проникать в глубины человеческого духа... Реализм в пьесах Г. неизбежно ведет к мечте о новой и лучшей жизни, к претворению этой мечты в жизнь».

Поблагодарив Нобелевский комитет в краткой ответной речи, Г. отдал должное «тем идеалам, которым служит Нобелевский фонд». «Я имею в виду идеал всеобщего мира, к которому в конечном счете стремятся искусство и наука», – сказал он.

Будучи пацифистом на протяжении всей жизни, Г. сохранил свои убеждения и во время первой мировой войны; после поражения Германии в 1918 г. драматург выступал за создание Веймарской республики. После прихода Гитлера к власти, несмотря на то что Гитлер и нацизм были ему отвратительны, драматург предпочел остаться на родине, чем вызвал недовольство многих своих почитателей.

Во времена «третьего рейха» пьесы Г. редко ставились на сцене; вместе с тем нацистское правительство в 1942 г. выделило средства на издание полного, 17-томного Собрания сочинений драматурга. В эти годы писателем созданы фантастическая поэма «Великий сон»

("Der grosse Traum", 1942) и «Атриды» ("Die Atriden-Tetralogie", 1949) – драматическая тетралогия в стихах на сюжет греческой легенды об Атридах, где жестокость греческих мифов перекликается с ужасами второй мировой войны.

Когда в 1945 г. союзники разбомбили Дрезден, город, который Г. очень любил, драматург был глубоко потрясен и впал в апатию. В 1946 г. Г. умер от воспаления легких в своем доме в Агнетендорфе.

После смерти Г. его слава померкла, пьесы драматурга ставятся теперь, как правило, только в Германии и гораздо реже в других странах. «Пьесы, написанные им за последние 25 лет жизни, ничего собой не представляют, – писал критик Джон Гасснер, – и теперь даже главные его произведения звучат фальшиво – как в самой Германии, так и за ее пределами».

Даже горячие почитатели Г. признают, что самые удачные его пьесы – ранние. И тем не менее, оценивая достижения драматурга в целом, его биограф Хью Гартен называет Г. «одним из последних истинных гуманистов, который унаследовал и, во всем многообразии своих героев, развил великую европейскую традицию».

 

Ранее опубликовано:

Лауреаты Нобелевской премии: Энциклопедия: Пер. с англ.– М.: Прогресс, 1992.
© The H.W. Wilson Company, 1987.
© Перевод на русский язык с дополнениями, издательство «Прогресс», 1992.

Дата публикации:

14 октября 1999 года

Электронная версия:

© НиТ. Лауреаты Нобелевской премии, 1998

В начало сайта | Книги | Статьи | Журналы | Нобелевские лауреаты | Издания НиТ | Подписка
Карта сайта | Cовместные проекты | Журнал «Сумбур» | Игумен Валериан | Техническая библиотека
© МОО «Наука и техника», 1997...2016
Об организацииАудиторияСвязаться с намиРазместить рекламуПравовая информация
Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика