Перейти в начало сайта Перейти в начало сайта
Электронная библиотека «Наука и техника»
n-t.ru: Наука и техника
Начало сайта / Лауреаты Нобелевской премии / Премия по литературе
Начало сайта / Лауреаты Нобелевской премии / Премия по литературе

Научные статьи

Физика звёзд

Физика микромира

Журналы

Природа

Наука и жизнь

Природа и люди

Техника – молодёжи

Нобелевские лауреаты

Премия по физике

Премия по химии

Премия по литературе

Премия по медицине

Премия по экономике

Премия мира

Книги

Биологически активные

Законы Паркинсона

Квантовый мир

Популярная библиотека химических элементов

У истоков дизайна

Физики продолжают шутить

Издания НиТ

Батарейки и аккумуляторы

Охранные системы

Источники энергии

Свет и тепло

Научно-популярные статьи

Наука сегодня

Научные гипотезы

Теория относительности

История науки

Научные развлечения

Техника сегодня

История техники

Измерения в технике

Источники энергии

Наука и религия

Мир, в котором мы живём

Лит. творчество ученых

Человек и общество

Образование

Разное

ГЬЕЛЛЕРУП (Gjellerup), Карл Адольф

2 июня 1857 г. – 13 октября 1919 г.

Нобелевская премия по литературе, 1917 г.
совместно с Хенриком Понтоппиданом

 

Датский романист и драматург Карл Адольф Гьеллеруп родился в Рохольте в семье Анны (Фибигер) Гьеллеруп и Карла Адольфа Гьеллерупа, лютеранского священника, который умер, когда мальчику было 3 года. Карла привез в Копенгаген кузен его матери Юханс Фибигер, священник, теолог и поэт, оказавший значительное влияние на юного Г. Будучи еще школьником, Г. начал писать и вскоре после окончания Хэрслевской школы (1874) сочинил трагедию «Сципион Африканский» ("Scipio Africanus") и драму «Арминий» ("Arminius"); ни та, ни другая пьесы опубликованы не были.

В том же году Г. поступает в Копенгагенский университет на богословский факультет. В университете юноша знакомится с книгами Дарвина и увлекается радикальными литературными теориями крупного датского критика и литературоведа Георга Брандеса. Это было время критического осмысления Библии, когда подлинность четвертого Евангелия стала вызывать сомнения. Г. перестал верить в Бога и, несмотря на богословский диплом, вышел из университета (1878) атеистом. В студенческие годы на Г. наибольшее влияние оказали такие гиганты немецкой литературы, как Гете, Кант и особенно Шиллер, чьи стихи служили для Г. образцом.

«Идеалист» ("En idealist", 1878), небольшой по объему роман, написанный сразу после окончания университета, был первым опубликованным произведением Г. В этом романе, вышедшем под псевдонимом Эпигон, изображен своевольный молодой интеллектуал, который отвергает богословие и церковь. Во втором романе, «Ученик германцев» ("Germanernes laeriing", 1882), выведен молодой человек, переживающий, как и сам Г., кризис веры.

В новеллах, написанных Г. в последующие годы, таких, как «Соль мажор» ("G-Dur", 1883) и «Ромул» ("Romulus", 1883), остро чувствуется влияние Тургенева. В это время писатель путешествует по Италии, Греции, Германии, России, Швейцарии и Швеции, что нашло свое отражение в «Классическом месяце» ("En klassisk maaned", 1884) и в «Годе странствий» ("Vandreaaret", 1885), знаменующем собой разрыв Г. с радикальным движением и с Брандесом, натурализму которого писатель предпочел немецкий классицизм и античную литературу. Наиболее значительным ранним произведением Г. является драма в стихах «Брунхильда» ("Brynhild", 1884), навеянная «Кольцом нибелунгов» Рихарда Вагнера. Сказывается на «Брунхильде» и влияние греческой драмы, шекспировского белого стиха и аллитеративного стиха древнеисландской «Эдды».

Между 1885 и 1887 гг. Г. жил в Дрездене, где завершил драматическую поэму «Тамир» ("Thamyris"), а в 1887 г. женился на Анне Каролине Хойзингер, бывшей жене музыканта Феликса Бендикса и кузине Георга Брандеса. За «Брунхильду» и «Тамира» Г. получил пожизненную пенсию. Следующими его произведениями были «Хагбард и Сигне» ("Hagbard og Signe", 1888), трагедия в прозе и стихах, в основу которой легла датская народная легенда, и любовный роман «Минна» ("Minna", 1889), действие которого происходит в Дрездене. В эти же годы писатель выпускает поэтический сборник «Книга моей любви» ("Min kaerligheds bog", 1889).

Отойдя от героической трагедии, Г. начинает писать современные драмы в духе Ибсена: «Герман Бандель» ("Herman Vandel", 1891) – о несчастной любви и самоубийстве молодого школьного учителя, «Вуторн» ("Wuthorn", 1893) – о трагедии влюбленных из горной деревни, и «Его превосходительство» ("Hans Excellence", 1895) – о продажном правительственном чиновнике. Драма «Вуторн» более 100 раз игралась в копенгагенском театре Дагмар.

В 1892 г. Г. поселяется со своей семьей в Дрездене и начинает писать на немецком языке, который он назвал своим «истинным средством выражения». В эти годы написаны романы «Пастор Морс» ("Pastor Mors", 1894) – пасквиль на протестантского священника, и «Мельница» ("Mollen", 1896), где речь идет о раскаявшемся убийце из датской деревни. Последующие произведения Г., по его же собственным словам, «принадлежат немецкой литературе... и нашли свое истинное понимание главным образом в Германии».

В середине 1890-х гг. под влиянием Шопенгауэра и буддийского учения Г. увлекается идеей растворения личностного начала в нирване. Под воздействием буддизма написаны «Жертвенные огни» ("Die Opferfeuer", 1903) – пьеса о религиозном пути ученика Гаутамы Будды, и такие романы, как «Пилигрим Каманита» ("Der Pilger Kamanita", 1906), рассказывающий о молодых людях, живших во времена Будды, и «Вечные странники» ("Die Weltwanderer", 1910) – история двух влюбленных, которые сознают, что это не первая их жизнь.

Значительную роль в присуждении Нобелевской премии по литературе 1917 г. сыграли политические соображения. Хотя Швеция во время первой мировой войны оставалась нейтральной, ее близость к Германии воспринималась неоднозначно. Состоявшиеся встречи королей Дании, Норвегии и Швеции были призваны упрочить единство скандинавских народов. Чтобы лишний раз продемонстрировать нейтралитет Швеции и ее дружеские связи с Данией, Шведская академия наградила сразу двух датских писателей – Г. и Хенрика Понтоппидана. Г. был удостоен Нобелевской премии «за многообразное поэтическое творчество и возвышенные идеалы». Из-за войны церемония награждения не проводилась. Известие о награждении Г. было встречено в Дании без энтузиазма – у себя на родине Г. считался по преимуществу немецким писателем.

Г. умер в 1919 г. в Клоцше близ Дрездена. При жизни писателя критика хвалила его за использование литературных форм, соответствующих возвышенным философским идеям, однако после смерти Г. его авторский стиль постепенно утратил свою привлекательность, а посмертная репутация не шла ни в какое сравнение с прижизненной.

 

Ранее опубликовано:

Лауреаты Нобелевской премии: Энциклопедия: Пер. с англ.– М.: Прогресс, 1992.
© The H.W. Wilson Company, 1987.
© Перевод на русский язык с дополнениями, издательство «Прогресс», 1992.

Дата публикации:

15 октября 1999 года

Электронная версия:

© НиТ. Лауреаты Нобелевской премии, 1998

В начало сайта | Книги | Статьи | Журналы | Нобелевские лауреаты | Издания НиТ | Подписка
Карта сайта | Cовместные проекты | Журнал «Сумбур» | Игумен Валериан | Техническая библиотека
© МОО «Наука и техника», 1997...2017
Об организацииАудиторияСвязаться с намиРазместить рекламуПравовая информация
Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика