Перейти в начало сайта Перейти в начало сайта
Электронная библиотека «Наука и техника»
n-t.ru: Наука и техника
Начало сайта / Лауреаты Нобелевской премии / Премия по литературе
Начало сайта / Лауреаты Нобелевской премии / Премия по литературе

Научные статьи

Физика звёзд

Физика микромира

Журналы

Природа

Наука и жизнь

Природа и люди

Техника – молодёжи

Нобелевские лауреаты

Премия по физике

Премия по химии

Премия по литературе

Премия по медицине

Премия по экономике

Премия мира

Книги

Безумные идеи

Как мы видим то, что видим

Магнит за три тысячелетия

Популярная библиотека химических элементов

Сын человеческий

Физики продолжают шутить

Издания НиТ

Батарейки и аккумуляторы

Охранные системы

Источники энергии

Свет и тепло

Научно-популярные статьи

Наука сегодня

Научные гипотезы

Теория относительности

История науки

Научные развлечения

Техника сегодня

История техники

Измерения в технике

Источники энергии

Наука и религия

Мир, в котором мы живём

Лит. творчество ученых

Человек и общество

Образование

Разное

ЭЙКЕН (Eucken), Рудольф

5 января 1846 г. – 15 сентября 1926 г.

Нобелевская премия по литературе, 1908 г.

 

Немецкий философ Рудольф Кристоф Эйкен родился в маленьком городке Аурих возле голландской границы. Его отец, Аммо Баккер Эйкен, работал в почтовом ведомстве, хотя по своим наклонностям был математиком, а мать, урожденная Ида Мария Гиттерман, была хорошо образованной религиозной женщиной, дочерью священника. Раннее детство Э. было омрачено его собственной тяжелой болезнью, а также смертью отца и младшего брата. Чтобы поддержать семью материально, мать сдавала комнаты жильцам; она возлагала на сына большие надежды и, несмотря на трудности, добилась того, чтобы он получил хорошее образование.

Будучи студентом гимназии в Аурихе, Э. сначала интересовался математикой и музыкой, однако под влиянием одного из своих учителей, теолога Вильгельма Рейтера, стал изучать религию и философию. Э. был еще очень молод, когда поступил в Геттингенский университет для изучения классической философии и древней истории. В университете Э. посещал лекции философа Германа Лотце, чьи рационалистические взгляды он не разделял. Позднее, уже в Берлинском университете, Э. познакомился с последователем Аристотеля философом Адольфом Тренделенбургом. Этот великий педагог произвел на Э. огромное впечатление своим умением установить взаимосвязь между философией, историей и религией. Идеализм Тренделенбурга оказал глубокое влияние и на творчество Э.

После присвоения ему степени доктора философии в Геттингене Э. пять лет преподает в высшей школе, в 1870 г. выпускает две брошюры об Аристотеле, а еще через год получает кафедру философии в Базельском университете Его «Метод аристотелевского исследования» ("Die Methode der anstotelischen Forschung") был опубликован в 1872 г.

Спустя два года Э. становится профессором философии в Йенском университете, где преподает до 1920 г. Его книга «Фундаментальные понятия современной философской мысли» ("Die Grundbegriffe der Gegenwart", 1878), вызвавшая большой интерес в научной среде, посвящена анализу исторических корней различных философских понятий. В 1908 г. Э. переиздал эту книгу под новым названием «Основные течения современной мысли» ("Geistige Stromungen der Gegenwart") и связал историческое развитие философии со своими собственными философскими идеями В результате Э. заинтересовались светочи философской мысли во всем мире.

В изданной в 1890 г. и чрезвычайно популярной в свое время «Проблеме человеческой жизни глазами великих мыслителей» ("Die Lebensanschauungen der grossen Denker"). Э. по-прежнему интересуют проблемы современной жизни в понимании великих философов прошлого Однако начиная с 1890-х гг. Э. перестает интересоваться историей философии и начинает излагать собственные идеалистические, религиозные и этические мысли в таких трудах, как «Борьба за духовную жизнь» ("Der K-ampf um einen geistigen Lebensinhalt", 1896), «Истина религии» ("Der Wahrheitsgehalt der Religion", 1901) и «Основные черты нового миропонимания» ("Grundlinien einer neuen Lebensanschauung", 1907). Утверждая, что вечные духовные ценности лежат вне повседневной жизни, философ подчеркивает важность индивидуальных этических устремлений и призывает человечество стремиться к духовности.

В 1908 г. Э. был удостоен Нобелевской премии по литературе «за серьезные поиски истины, всепроницающую силу мысли, широкий кругозор, живость и убедительность, с которыми он отстаивал и развивал идеалистическую философию». Награждение литературной премией философа стало для некоторых неожиданностью. В своей речи Харальд Нерпе, член Шведской академии, отметил в этой связи, что Альфред Нобель, учредивший литературную премию для того, чтобы отметить «выдающиеся произведения идеалистического направления», одобрил бы такой выбор. «Более тридцати лет, сказал Нерне, – профессор Э. пишет серьезные исследования в разных областях философии»

Э. прочел свою Нобелевскую лекцию «Натурализм или идеализм» через год после вручения премии Натурализм, заявил он, это «вера в связь человека с Природой». Э. утверждал, что идеализм, которого он придерживается, тоже несет в себе эту веру, однако стоит выше натурализма, ибо «поднимается над культурой, над жизнью, осознает себя в вечности».

В 1911 г. Э. прочел курс лекций в Англии, а в следующем году провел шесть месяцев в Гарвардском университете. В Соединенных Штатах философ читал лекции в Смит-колледже в Лоуэлловском институте в Бостоне и в Колумбийском университете, где Николас Мьюррэй Батлер, тогдашний президент университета, устроил банкет в честь Э. и Анри Бергсона. В этой поездке Э. также познакомился с Эндро Карнеги и Теодором Рузвельтом.

Э. собирался поехать в Японию и Китай, но внезапное начало первой мировой войны нарушило его планы. Во время войны философ осудил Англию, обвинив ее в «зверином эгоизме», и доказывал, что Германия не несет ответственности.

В 1882 г. Э. женился на Ирене Пассов, у них родились дочь и два сына. Э. умер в Йене в 1926 г.

Э. часто критиковали за то, что он не учитывал достижений современной науки, и тем не менее у философа было немало последователей; некоторые из них считали его крупнейшим мыслителем и моралистом своей эпохи. В книге «Рудольф Эйкен. Его жизнь и влияние» (1913) Мейрик Бут отмечал, что в Э. «сочетались интеллектуальная глубина, острота чувства и умение сопереживать». Й. хотя и наши дни имя Э. встречается, как правило, лишь в подстрочных примечаниях, современные философы время от времени на него ссылаются. В 1970 г., например, Уоррен Штайнкраус назвал Э. поборником «истинной духовности, не поверхностной морали, но жизни, полной благородства и достоинства».

 

Ранее опубликовано:

Лауреаты Нобелевской премии: Энциклопедия: Пер. с англ.– М.: Прогресс, 1992.
© The H.W. Wilson Company, 1987.
© Перевод на русский язык с дополнениями, издательство «Прогресс», 1992.

Дата публикации:

2 марта 2000 года

Электронная версия:

© НиТ. Лауреаты Нобелевской премии, 1998

В начало сайта | Книги | Статьи | Журналы | Нобелевские лауреаты | Издания НиТ | Подписка
Карта сайта | Cовместные проекты | Журнал «Сумбур» | Игумен Валериан | Техническая библиотека
© МОО «Наука и техника», 1997...2017
Об организацииАудиторияСвязаться с намиРазместить рекламуПравовая информация
Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика